|
|||
|
Михалковы и смутное время
Нелегко было жить и оставшимся в живых. В то время, весной 1989 года, Никита Михалков дал большое интервью журналу "Театральная жизнь", в котором, в частности, так оценил ситуацию в современном кинематографе: "Сейчас в нашем кино жуткая сумятица: "Мосфильм" отделяется, приобретает независимость, внедряется новая модель кинематографа, жизнь между "да" и "нет" у Госкино. Значительно смещен, на мой взгляд, и оценочный критерий. То, что раньше называлось безвкусицей, теперь может быть объявлено новаторством. Выступишь против - прослывешь врагом перестройки..." Словом, наступили смутные времена. На экраны уверенно и напористо пошло новое кино, которое народ называл "порнухой" и "чернухой", а те, кто его снимал, - правдой жизни. Пожалуй, лучшими среди того грязного вала были фильмы "Асса" Сергея Соловьева и "Интердевочка" Петра Тодоровского о жизни валютной проститутки. А Никита Михалков в том году создал свое творческо-производственное объединение, которое назвал "ТРИТЭ" - по аббревиатуре трех слов "творчество, товарищество, труд". "ТРИТЭ" занималось не только выпуском фильмов, но и их прокатом. Первым из них, созданным при участии этого объединения, стал фильм самого Михалкова "Автостоп". В нем не было ничего модного в то время - ни голых женщин, ни крови и трупов. Это был короткий рекламный фильм по заказу итальянской фирмы "Фиат", который Михалков решил сделать ради денег, необходимых для работы объединения. Был снят маленький рекламный ролик для "Фиата" на 12 минут, и побольше, для телевидения, на 55 минут. Заказчики с восторгом приняли свой вариант - он был признан лучшим рекламно-коммерческим фильмом года в Италии. Помимо "Автостопа" объединение выпустило еще несколько документальных фильмов. Потом Михалкову пришлось вернуться к актерской профессии - его пригласили сниматься в советско-швейцарском фильме "Униженные и оскорбленные", где он сыграл роль князя Валковского, а одновременно снялся в фильме "Под северным сиянием". Между прочим, гонорар за роль князя Валковского он попросил отдать валютой, а когда это не выполнили - одноразовыми шприцами, которые предназначались детям Чернобыля и другим детским учреждениям. Тогда же Михалков впервые вступил на политическое поле - он согласился стать советником по культуре премьер-министра России И.Силаева в обмен на обещание произвести перезахоронение останков царской семьи . Как он объяснил в одном из интервью: "Убежден, лишь признав незаконность убийства детей (пусть даже монархических отпрысков), мы можем начать серьезное нравственное возрождение России". После того, отложив в очередной раз работу над "Сибирским цирюльником" и "Грибоедовым", он взялся за очередной проект: по предложению французского Географического общества снять телевизионную картину о кочевниках. Ему предложили поехать на выбор в Африку, Индонезию или монгольский Китай (внутреннюю Монголию), который он и выбрал. В результате появился, как мы помним, фильм "Урга - территория любви" - фильм-притча, рассказывающий о монгольской любящей паре, живущей в степи. В фильме снимались в основном монгольские актеры, из русских было двое: Лариса Кузнецова и Владимир Гостюхин. И он сам в эпизодической роли велосипедиста. На фестивале в Венеции осенью того же 1991 года "Урга" произвела настоящий фурор. Фильм завоевал Гран-при - "Золотого льва" - и еще три других приза. И в последующие годы фильм продолжал завоевывать награды на различных кинофестивалях в разных странах. Но 1991 год был еще и годом так называемого антидемократического путча, годом ГКЧП . Михалков провел это время в Белом доме, в кругу его защитников. Как, кстати, и события 1993 года, когда он примчался в Белый дом на помощь к другу Руцкому. То, что события эти были разнонаправленными политически, для Михалкова оказалось второстепенным по сравнению с верностью мужской дружбе. Хотя во время ГКЧП старший брат, который в 1991 году уже был в Москве, его отговаривал: "Куда ты лезешь? - говорил он. - Чего тебе там надо? Ты кино снимай!". Увы, не отговорил. А ведь был прав. Сам Никита, как он позднее вспоминал, понял это тогда же: "Уже на митинге у Белого дома я видел лица этих победителей, и ничего, кроме "Ну, ужо теперь наша очередь рулить", я на них не заметил". Вскоре он ушел и с должности советника по культуре. Что касается событий 1993 года, то свое участие в них Михалков объяснял так: "Я пришел туда не поддерживать Анпилова и Макашова. И коммунистом я никогда не был. Просто Александр Руцкой мой друг, и по древним мужским законам я должен был находиться рядом с ним. И вообще я не люблю, когда по людям стреляют из пушек, сознавая при этом полную безнаказанность..." Ссылки:
|