|
|||
|
Осип Брик и Луначарский
Если Маяковский занимал выжидательную позицию, то роль Осипа в культурно-политической игре была более сложной. Именно ему Луначарский поручил передать его предложение о сотрудничестве Союзу деятелей искусств . Несмотря на то что Осип познакомился с комиссаром народного просвещения только в мае, он уже выполнял функцию посредника между большевистским правительством и деятелями культуры. Поскольку не было очевидно, что большевики останутся у власти, решение Осипа выступить в такой роли означало серьезный политический риск. Но его можно рассматривать и как проявление развитой политической интуиции. Большевики считали Осипа своим - это подтверждается следующим фактом: 26 ноября его избрали в Петроградскую думу по списку большевиков, который возглавлял Луначарский. Об участии Брика в работе Думы сведений, однако, нет. Был ли Осип большевиком? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. В статье "Моя позиция", опубликованной в "Новой жизни" 5 декабря, он утверждал, что не является членом большевистской партии и избрание в Думу для него полная неожиданность, поскольку его согласия никто не спросил. Он "культурный деятель" и не знает, проводят большевики хорошую или плохую политику. "Аресты инакомыслящих, насилие над словом, над печатью и прочие проявления физической силы не являются отличительным признаком большевиков", - пишет он, помня о том, как жестоко расправлялся со своими противниками царский режим. Его задевает другое - он против культурной программы большевиков, которую характеризует как "невозможную". За этой характеристикой крылся намек на поддержку большевиками Пролеткульта , чьи принципы шли вразрез с идеями футуризма . Идеологи Пролеткульта считали, что современное искусство и литература непонятны рабочим, которым надо преподносить революционные идеи в более доступных - читай классических - формах. "Единственно верный путь, - заявлял Осип, - неуклонно вести свою культурную линию, быть везде, где культуре грозит опасность, стойко защищая ее от всякого, в том числе и большевистского, вандализма". Поэтому, несмотря на то что он не является членом партии и не намерен подчиняться какой-либо партийной дисциплине или принимать участие в политических митингах, он не должен отказываться от своего "неожиданного избранья". Письмо отражает двойственность позиции Брика по отношению к новой власти. Не будучи членом большевистской партии, он готов представлять большевиков в городской Думе, если это будет содействовать подрыву их культурной политики. Таким образом, он принимает избрание не из политических убеждений, а по тактическим соображениям. Не видим ли мы здесь еще одно проявление его "морального релятивизма"? Даже если между Бриком и Луначарским и были разногласия, то в целом они говорили на одном языке Ссылки:
|