Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Маяковский раэъезжается с Лилей

Летом 1919 года конфликты возникали то и дело - и Лили не хотела больше оставаться под одной крышей с Маяковским. Якобсон сообщал Эльзе в Париж:

"Лиле Володя давно надоел, он превратился в такого истового мещанского мужа, который жену кормит - откармливает. Разумеется, было не по Лиле".

В итоге осенью 1919 года Маяковский съехал с квартиры в Полуэктовом переулке, а через несколько месяцев, зимой 1920-го, они расстались. Найти жилье Маяковскому помог Роман, чей сосед, благодушный буржуа Юлий Балыпин, опасался, что его квартиру "уплотнят" незнакомыми людьми. Он спросил Романа, не знает ли тот какого-нибудь смирного человека, который мог бы у него жить, и Роман порекомендовал Маяковского, на всякий случай не сообщив, что он поэт. Таким образом, эксперимент совместного проживания с Лили быстро провалился. Почему? Действительно ли Маяковский превратился в "мещанского мужа", как утверждал Якобсон? Возможно, в этом есть доля правды. Маяковский годами боролся за любовь Лили, и когда его в конце концов приняли, он словно обрел семью - впервые в жизни. Может быть, оберегая свое новое счастье, он действительно стал вести себя так, что Лили воспринимала его как "мещанского мужа." "Он невероятно боялся Лили, - вспоминал Якобсон. Она могла ему выговор сделать, и он был кончен".

Однако, вероятнее всего, Лили просто устала от его ревности - чувства, которое она глубоко презирала. До того как они съехались, она могла удовлетворять свои романтические потребности, скрывая лишние подробности от Маяковского, теперь же они всегда были рядом, и он знал о ней все. Когда много лет спустя Лили спросили, знал ли Маяковский о ее романах, она ответила: "Всегда". На вопрос, как он реагировал, последовал ответ: "Молчал".

Чтобы совладать со своими чувствами, Маяковский их вытеснял. Если он не молчал, то реагировал порой с показным цинизмом - как в случае, когда летом 1919 года Осип завел речь об Антонине Гумилиной , художнице, с которой Маяковский встречался до знакомства с Лили. По словам Якобсона, Гумилина была одним из прообразов Марии в поэме "Облако в штанах", а в ее картинах раскрывалась одна-единственная тема: она и Маяковский.

Вернувшись как-то домой, Осип рассказал, что только что видел серию эротических эскизов, изображавших Маяковского и Гумилину. Эскизы показал ему муж Гумилиной, художник Эдуард Шиман . Ее картины не сохранились, но Якобсон, побывавший на выставке художницы, вспоминал одну из них: утро, комната, она сидит на кровати, поправляя волосы, Маяковский стоит у окна в рубашке и брюках, у него дьявольские копыта... Эльза описывала другую картину "Тайную вечерю", на которой Маяковский сидит за столом на месте Христа.

Гумилина сочиняла и лирическую прозу, в частности написала произведение под названием "Двое в одном сердце" - о ней и Маяковском, но оно также не сохранилось. На вопрос Лили о судьбе Гумилиной Осип ответил, что та покончила с собой. "Ну, как от такого мужа не броситься в окно", - прокомментировал Маяковский с наигранным равнодушием.

Для Маяковского - вечного кандидата в самоубийцы - тема разговора была особенно болезненной, в частности потому, что были основания полагать, что Гумилина наложила на себя руки из-за любви к нему. "Ее жизнь принадлежала Володе, - заключила Эльза, - какова бы ни была причина <... > ее самоубийства".

Ссылки:
1. МАЯКОВСКИЙ, ЛИЛИ БРИК И КИНЕМАТОГРАФ 1918-1919
2. Брик Лили: семья, школа
3. Брик Лили Юрьевна (Уриевна, ур. Каган, 1891-)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»