|
|||
|
МАФ (международная ассоциация футуристов)
Первое время в Риге Лили была занята оформлением поездки в Лондон. Но как только становится ясно, что поездка не состоится, она целиком посвящает себя второй цели своего путешествия: пропаганде поэзии Маяковского. В русскоязычной газете "Новый путь", издававшейся советским торговым представительством, в октябре-ноябре печатаются две статьи о современной русской литературе, первая из них - о Маяковском. Статьи подписаны Л.Б. - даже если нет доказательств, что за инициалами скрывается именно Лили, публикация этих статей во время ее пребывания в Риге неслучайна. У Маяковского и его соратников в Риге была огневая поддержка в лице Григория Винокура , который работал в торговом представительстве. Винокур, молодой филолог из Москвы, попавший в Ригу так же, как Роман Якобсон в Ревель, в течение года опубликовал две положительные статьи в газете о Маяковском, одна из них - рецензия на "150 000 000". Лили также вступает в контакт с представителями рижского авангарда и знакомится с еврейским поэтом-футуристом Б. Лившицем, секретарем "Арбейтергейм" - еврейского культурного центра, близкого латвийской компартии. Лившиц переводит поэму "Человек" на идиш и, по словам Лили, работает над большой статьей о Маяковском. "Заставили меня читать им "Флейту" и сошли с ума от восторга". Вероятно, вдохновленная этими контактами Лили загорелась идеей напечатать новый тираж "Флейты-позвоночника" в Риге. "Хочу отпечатать "Флейту" здесь, - пишет она Маяковскому в конце октября. "Вышли мне разрешение на ввоз пяти тысяч экземпляров". Спустя две недели она сообщает, что может "напечатать все что угодно" в Риге без обязательной предоплаты - и просит своих "мальчиков" прислать не только книги Маяковского, но, в частности, и "Сестра моя - жизнь" Пастернака. Она познакомилась "с одним очень крупным капиталистом", владельцем большой типографии, который готов печатать книги футуристов, если это можно будет финансировать посредством производства русских учебников (для экспорта в Советскую Россию). "Капиталист" был Василий Зив , переехавший в Ригу из Петрограда в 1921 году. Для успеха проекта Зиву был необходим представитель в Москве, которому он гарантировал оплату деньгами и продовольствием. "Я хотела бы, чтобы этим человеком согласился быть ты, Волосик - это очень интересно, во первых, а, во вторых, дало бы тебе возможность абсолютно бросить плакаты". Маяковский принял предложение стать представителем издательства с энтузиазмом и немедленно связался с Комиссариатом внешней торговли, где к инициативе отнеслись положительно. Из-за бумажного дефицита в России международное сотрудничество подобного рода становилось распространенным - Госиздат тоже печатал книги за границей и потом ввозил их в Россию. Поскольку разрешение на импорт выдавал Госиздат, Маяковский опасался обструкций, но вопрос решился положительно благодаря Луначарскому, чьей помощью они немедленно заручились. Оценив потенциал проекта, Маяковский и Осип решили не только просить разрешение на ввоз, но и зарегистрировать новое издательство, чтобы таким образом создать "комфутуризму" платформу в Москве. 28 ноября 1921 года правительство издало декрет, разрешивший в соответствии с принципами нэпа создание частных и кооперативных книгоиздательств. В тот же день Маяковский и Осип подали Луначарскому заявление о создании книжного издательства МАФ (Московская - в будущем международная - ассоциация футуристов). "Цель издательства, - писалось в докладной записке, - издание журнала, сборников, монографий, собраний сочинений, учебников и пр., посвященных пропаганде основ грядущего коммунистического искусства и демонстрации сделанного на этом пути. Учитывая ряд затруднений, связанных с печатанием наших книг в России, мы будем издаваться за границей, вывозя и распространяя издания в РСФСР. Издательство организуется на частные средства". Среди авторов, которых издательство предполагало издавать, назывались Пастернак, Маяковский и Хлебников. Несмотря на поддержку Луначарского, рижский проект не состоялся. Маяковский получил аванс в иностранной валюте в Москве, но далее дело не пошло, поскольку Зив, как выяснилось, прежде всего был заинтересован в том, чтобы заработать на больших тиражах учебников по физике и математике. Издание футуристических произведений было лишь способом заручиться получением подобных заказов. "Для издателя главное - прибыль! - сообщала Лили в начале декабря. - Лучше всего - заказы на учебники от правительства". Но путь к заказам учебной литературы шел через Надежду Константиновну Крупскую , и здесь Маяковский был беспомощен. Крупская так же отрицательно относилась к футуристам, как и ее супруг, - в статье, опубликованной в "Правде? в феврале 1921 года, она определила их творчество как проявление "худших элементов старого искусства" и "ощущений <... > крайне ненормальных, искаженных". Ссылки:
|