Филонов, Павел Николаевич (8 января 1883, Москва — 3 декабря 1941,
Ленинград) — русский,
советский художник (художник-исследователь, как он официально именовал себя
сам), поэт, один
из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического
искусства — уникального
реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века,
оказавшего и
оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников
и
литераторов новейшего времени.
Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, то
есть 8 января 1883 —
по новому, но родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»;
все многочисленные
члены семьи значились в податных книгах и посемейных списках Рязанской
мещанской управы до
1917 года.
Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской
губернии, до
августа 1880 года — «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия
«Филонов» была
закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов указывает, что отец
работал кучером,
извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщает лишь то, что она брала
белье в стирку.
Так и не установлено где в Москве жили Филоновы — в городском ли доме
господ Головиных или
служили у них, имели ли свое дело…
1894-1897 — ученик городской («Каретнорядной») приходской школы (Москва),
которую окончил с
отличием; за год до того от чахотки умерла мать.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в
живописно-малярные мастерские и
по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с
1898 года он
посещал вечерние рисовальные классы
Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился
в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского
(1849—1916).
В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил
Иерусалим.
Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в
Петербургскую
Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при
Академии художеств,
из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
К 1910 г относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного
по
инициативе Волдемара Матвея, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г —
«первая картина»
(по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28,5
- 47,5 см.).
Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914
г. К этому
периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175
- 215 см.), «Крестьянская семья»,
1914 г (х., м., 159 - 128 см.), «Мужчина и женщина», 1912—1913 гг. (бумага,
смеш. техника, 31
-
23,3 см.), а также многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он
(уже) называет
«формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.
В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно
сформулированы
принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от
частного к
общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её
постичь, анализируя
элементы формы в их непрерывном развитии.
Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации
для постановки
трагедии В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского
Луна-парка.
3 декабря 1941 года умер от голода в блокадном Ленинграде. Художница Т. Н.
Глебова описывает
прощание с учителем: «8 декабря. Была у П. Н. Филонова. Электричество у
него горит, комната
имеет такой же вид, как всегда. Работы прекрасные, как перлы сияют со стен,
и как всегда в них
такая сила жизни, что точно они шевелятся. Сам он лежит на столе, покрытый
белым, худой как
мумия. 4 декабря 1941 года на собрании в ЛССх было предложено почтить
память умерших
товарищей, в числе которых был и Филонов. Так было объявлено о его
смерти».
П. Н. Филонов похоронен на Серафимовском кладбище, на 16 участке,
непосредственно около
церкви св. Серафима Саровского. В той же могиле в 1980 г. захоронена его
сестра Е. Н. Глебова
(Филонова).
Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией
Филоновыми, в 1970-х
годах Е. Н. Глебова (Филонова) (1888—1980) передала своё собрание в дар
Государственному
Русскому Музею.