|
|||
|
Лиля Лунгина в Первой опытно-показательной школе Наркомпроса
В седьмом классе я попала в школу, которую потом и кончила (Фото 2.07). Это была в моей жизни двенадцатая школа. Самая главная и любимая. Называлась она очень торжественно: "Первая опытно-показательная школа Наркомпроса" . Есть роман, написанный Любой Кабо , там рассказана история нашей школы. Возглавляла ее совершенно замечательная женщина, педагог старой закалки, старого типа, Клавдия Васильевна Полтавская . Она работала еще со знаменитым русским педагогом Шацким . Помещалась школа в красивом здании двадцатых годов, с башенками, с переходами,- не казенная, не стандартная, совершенно индивидуальная школа. Параллельных классов не было. По одному классу, и в каждом - не больше двадцати ребят. Лет двадцать тому назад я подумала, что необходимо как-то объединиться тем, кто остался от класса. Нам было уже далеко за пятьдесят. Жизнь нас разбросала, мы встречались очень редко, по двое, по трое, и я решила, что нужно собраться всем вместе и тоже подвести какие- то предварительные итоги пройденного пути, поскольку мы так дружили и так любили друг друга - и в школьные годы, и потом еще долго. И вот в большой нашей комнате, в столовой, собрались остатки моего класса. Нас было еще довольно много, человек пятнадцать. Потом очень быстро, один за другим, стали люди уходить из жизни. И чтобы получился не просто ужин, а что-то значительное - потому что я это задумала как что-то значительное, - я сразу сказала: ребята, давайте так, по-честному: пусть каждый из нас, как сидит, расскажет, что было самое важное в его жизни за прожитые годы. И вот представьте себе, эти взрослые, уже в большинстве седые люди - мальчишки наши, кто лысый, кто седой,- стали долго, подробно и очень откровенно говорить о том, что было в их прошлом. Это был совершенно незабываемый и удивительный вечер. Конечно, надо было обязательно записать, хотя бы на магнитофон. Нужно было сохранить. Это такое свидетельство времени, пройденного пути! Но я этого не сделала со свойственным мне легкомыслием и дурацкой надеждой, что все еще успеется. А на самом деле что не сделаешь сейчас, потом никогда не успеваешь. Но во мне это осталось тоже каким-то итогом, жизнь моих друзей. Она не проскользнула меж пальцев, она вылилась в рассказы, которые я, в общем, помню, я как-то поняла и представила себе путь каждого из них. Это был очень важный для всех нас вечер. Через два года я их еще раз собрала. Нас стало меньше. За это время мы уже потеряли двоих. Тема была задана очень серьезная: пусть каждый расскажет о самом, как он считает, достойном и о самом недостойном поступке в жизни. И что он считает нужным сделать дальше. Все говорили исключительно открыто. И вот эта возможность так открыто говорить друг с другом, после того как не виделись многие годы, свидетельствует и о той близости, которая была. У нас был действительно замечательный класс, из которого вышло много интересных ребят. В восьмом классе с нами стал учиться мальчик по имени Дезик Кауфман . Еще раньше нас познакомил с ним Жора Кострецов , наш староста, очень хороший и очень правильный мальчик. Собирались у меня, и он привел своего товарища по дому. Товарищ очень нам понравился, он был очень артистичен, очень интересно и забавно что-то рассказывал, у меня был сломанный стул - он с этим стулом показывал тысячу разных сценок: то это была гитара, то пулемет, то еще что-то. В дальнейшем мальчик стал известен на всю страну, это, я думаю, лучший поэт нашего поколения, Давид Самойлов . С восьмого класса он учился с нами. Толя Черняев был похож на Горького - очень русский тип лица, коротко стриженные волосы, ясный, прямой взгляд. На фото на нем белая рубашка, черный галстук и зеленый пиджак, перешитый из кителя его деда - офицера царской армии. Жил Толя в Марьиной Роще, тогда очень бедном районе, у них было две комнаты в ветхом деревянном доме. Он учился с большим рвением, хотел быть первым в классе, умел и любил играть на фортепиано. Застенчивый, с менявшимся в те годы голосом, совершенно не способный ко лжи и очень принципиальный. Намного позже, когда Толя заканчивал исторический факультет, он женился на студентке-еврейке - по любви и из протеста. Ему дали понять, что если он хочет сделать карьеру, то должен прервать отношения с этой девушкой. И через несколько дней они поженились. Сегодня Толя один из ближайших советников Горбачева , мы до сих пор дружим. Лева Безыменский , сын комсомольского поэта двадцатых - тридцатых годов, всегда ходил в костюме и галстуке - остальные ребята одевались кое-как. В войну он стал военным переводчиком и, в частности, допрашивал Паулюса ,[ 6 ] a потом долгое время служил корреспондентом в Западной Германии, начальником корпункта, а сейчас работает в "Новом времени". Он крупный специалист по гитлеризму. На той второй встрече нашего класса Лева сказал, и я считаю, это делает ему честь, поэтому пересказываю его слова: "Я должен раскаяться". Вероятно, он изменил свое отношения к той работе, которую делал в военные и послевоенные годы, будучи корреспондентом за границей и, очевидно, совмещая это с какими-то иными функциями. Илья Пинскер , мальчик из очень бедной еврейской семьи, заразительно смеялся и, казалось, всегда витал в облаках, совершенно не слушал на уроках. Но, когда его вызывали к доске, отвечал блестяще, особенно по математике. Мы все были убеждены, что когда-нибудь он станет нобелевским лауреатом. И вполне возможно, так и случилось бы, если бы Илья не стал жертвой борьбы с космополитизмом . Феликс Зигель страстно увлекался астрономией и стал одним из самых известных специалистов по летающим тарелочкам, по НЛО . В Советском Союзе - первым. Он не сомневался, что на других планетах есть жизнь. И был при этом очень религиозным человеком. Нина Гегечкори - горячая, страстная, прямодушная. Я еще расскажу о ней. Самой красивой была Наташа Станкевич . Она происходила из известной семьи, была внучкой знаменитого в двадцатые годы скульптора-анималиста Ватагина . Все наши мальчишки были в нее влюблены - впрочем, прожила она ничем внешне не примечательную жизнь. Это все наш класс (фото 2.08, 2.09). Не пойти в школу было страшным наказанием. Когда поднималась температура, мы сбивали градусники. Потому что, хотя у нас были очень хорошие учителя, про которых рассказ впереди, самым интересным было живое общение. Оно увлекало, мы поздно расходились, провожали друг друга,- шла своя интенсивная жизнь. Ссылки:
|