Источник - Википедия
Вишневская, Галина Павловна (урождённая Иванова; р. 25 октября 1926,
Ленинград) - российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный
режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).
Галина Павловна родилась в Ленинграде, ныне - Санкт-Петербург, но почти всё
детство провела в
Кронштадте. Перенесла
Ленинградскую блокаду, в возрасте
шестнадцати лет служила в частях ПВО.
В годы войны во многих воинских частях была художественная
самодеятельность. Кронштадтские девушки - бойцы ПВО и зенитчики береговой
охраны тоже организовали самодеятельный оркестр. Им руководил старший
матрос Валентин Никитенко. Для солистки оркестра Гали Ивановой он написал
замечательную песню "Огонёк" на слова Исаковского ("На позиции девушка
провожала бойца...") Галя, как и остальные, дежурила на вышке, оповещала о
приближении к городу вражеских самолётов и о пожарах, а в свободную минуту
репетировала.
Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский
областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В
первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым
развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке - с
директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.
С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, стала солисткой Ленинградской
филармонии. Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия
классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952
году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была
принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по
образному выражению Б. А. Покровского) стала "козырной картой в колоде
Большого театра", ведущей солисткой главного оперного театра страны, где
исполнила более чем 30 партий, среди, которых - Татьяна в "Евгении Онегине"
и Лиза в "Пиковой даме" П. И. Чайковского; Купава в "Снегурочке" Н. А.
Римского-Корсакова; Донна Анна в "Каменном госте" А. С. Даргомыжского; Аида
в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре
"Ковент-Гарден", Лондон, выступала в "Метрополитен-Опера", Нью-Йорк);
"Тоска" и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини.
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965
В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз
за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с
которым (М. Л. Ростропович - сначала в качестве пианиста, а впоследствии и
дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.
В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере "Катерина Измайлова" Д.
Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда
посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б.
Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от
прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой "Женский
голос".
Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном,
Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш.
Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С.
Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архиповой,
за рубежом - Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда и др.
Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на
мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись
спектакля 1964 г. театра "Ла Скала", "Турандот", Дж. Пуччини, где она
выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её
триумфальный успех в партии Лиу).
В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные
гастроли за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за
поддержку, оказанную ими преследуемому
Александру Солженицыну, проживала в
США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в
качестве режиссёра оперные спектакли.
В 1978 г. во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л.
Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам - ветеранам Первой Мировой были
лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград.
Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина
Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной
артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором
Московской консерватории.
Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической
актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой
"За зеркалом"), сыграла главные роли в кинофильмах "Провинциальный бенефис"
(1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А.
Белинский) и "Александра" (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года - руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в
Москве. С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса
оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов
в Екатеринбурге.
В 1984 году ею была написана книга
"Галина", в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне
негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на
английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была
издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская
представила новое издание книги "Галина. История жизни", приуроченное к ее
юбилею.
Сегодня Галина Павловна живет на два дома, на две страны. Полгода она
проводит во Франции, где живет одна из ее дочерей, а полгода в России, ведь
ее ждут дела в созданном ею Центре оперного искусства.