Вот уж поистине, бывали времена страшней, но не было подлей! – завершил с
грустной улыбкой свой рассказ
Андрей Иванович.– Но, с другой
стороны, были и такие люди, как Гнесина, – добавил он, помолчав. – Зину
оставили в покое, но Юрию тем не менее присудили восемь лет с конфискацией
имущества. Имуществом посчитали комнату, в которой мы с ним жили, она с той
ночи так и стояла опечатанной до самого вынесения приговора, а потом ее
отдали какому-то очереднику…
Да нужно ли все это ворошить?
Потом я видел сотни лиц во льду,
Подобных песьим мордам;
И доныне
Страх у меня к замерзшему пруду.
Данте. «Божественная комедия. Ад»
Точных социологических данных о тех, кто смотрел по телевидению «Доктора
Живаго» и кто как его оценил, нет до сих пор, хотя прошло более полутора
лет после демонстрации сериала. Та же судьба постигла и «Завещание Ленина».
Оба эти фильма опоздали, как минимум, лет на двадцать. Тогда, на пике
перестройки, недавняя наша история интересовала всех, попытки понять, как
это все могло произойти с нами, предпринимались и молодежью, и зрелыми
людьми, и пожилыми.
Началось все опять с разоблачения культа личности Сталина, всего того
ужаса, который пережила страна за 30 лет правления этого деспота.
Преступления Советской власти, античеловечной самой по себе, приписывали
исключительно его злой воле. Это, по существу, было повторением
пройденного: пропаганда времен
Хрущева тоже видела причину
репрессий исключительно в личности Сталина. А сам Никита Сергеевич однажды
с гордостью заявил: «Партия исправила допущенные ошибки!» Миллионы
уничтоженных людей, оказывается, всего лишь ошибки! И как же партия
исправила эти ошибки? Вернула жизнь невинно убиенным? Или хотя бы вернула
конфискованное имущество оставшимся в живых и полностью реабилитированным
жертвам репрессий, выплатила им за годы, проведенные в лагерях? Об этом
даже речи не шло, как и о наказании палачей. Да и кого было наказывать? У
самого Хрущева руки были по локти в крови.
При Горбачеве критика Сталина постепенно пошла глубже, и тут уже «узнали мы
всю правду про него», то есть про Ленина. Что в кровожадности своей ничуть
не уступал он Сталину, и что последний был совершенно искренен, когда
однажды на всю страну заявил: «Я всего лишь верный ученик Ленина». Далее
логика закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности привела к
пониманию природы самой революции и Советской власти. Оказалось, что они
антинародны, хотя их вожди декларировали высокие цели: построение некоего
«цивита ностра» – государства всеобщего благоденствия, провозглашая без
тени иронии ставший знаменитым лозунг: «Железной рукой загоним человечество
к счастью». Такой плакат висел на воротах первого
концентрационного лагеря, открытого в
1920 году на Соловках (СЛОН). Через два года его переименовали в
Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Это название стало
символичным.
Но сказано также, что «благими намерениями выложена дорога в ад».
Большевики построили в России (СССР) самый что ни на есть настоящий ад, и
ГУЛАГ был всего лишь частью его – самой
страшной, но тем не менее частью, этаким, согласно Данте, Девятым кругом,
где в муках томились вмерзшие в лед грешники. На Колыме и в остальных
концентрационных лагерях Крайнего Севера фантазия Данте превратилась в
кошмарную явь. По иронии судьбы Данте поместил в Девятый круг всякого рода
предателей, в том числе… изменников Родины – так именовались на языке
советской юстиции все политзаключенные.
Сталин и его подручные считали колымских зэков предателями Родины, врагами
народа. На деле врагами народа были именно они: сам вождь всех времен и
народов, его опричники и послушный им народ. Почему он был им послушен –
это тема для другой статьи, но, так или иначе, Советская власть и
навязанный ею стране порочный политический режим и столь же порочная
экономическая система, то, что в целом представлял собой охлократический
социализм, основы которого были заложены Лениным и Октябрьской революцией,
привел СССР в конечном счете к краху, а наш народ – к полной нравственной
деградации.
И трагедия России заключается сегодня в том, что мы так и не сбросили с
себя ленинского пиджака и сталинской шинели, но продолжаем ходить в них, и
ностальгия по советским временам все больше охватывает не только ветеранов
КПСС, но даже образованную часть населения. Молодое же поколение
воспринимает «Завещание Ленина», как, скажем, фильм про Печорина, который
одновременно демонстрировался на голубых экранах.
Спокойно отреагировала и пресса на демонстрацию сериала о Шаламове – тоже
характерный показатель состояния нашего общества. Эту особенность
исторической памяти народов тонко подметил еще Генрих Гейне: «Дерево
человечества забывает о тихом садовнике, который пестовал его в стужу, поил
в засуху и оберегал от вредителей; но оно верно хранит имена, безжалостно
врезанные в его кору острой сталью, и передают их позднейшим поколениям,
тем лишь умножая их славу».
После поражения во Второй мировой
войне немцы прошли настоящий путь
очищения. Они запретили нацистскую партию, объявили нацизм вне закона, а в
школах и вузах преподают без прикрас историю падения Германии и его
причины, и это отнюдь не делает молодые поколения неполноценными, напротив,
это действует как прививка от чумы. Мы же стараемся всячески отретушировать
наше прошлое, а фильмы вроде «Доктора Живаго» и «Завещания Ленина»
оцениваются как очернение родной истории. До сих пор в стране не построили
памятника жертвам коммунистического режима, который думали воздвигнуть на
Лубянской площади на месте памятника Дзержинскому, снесенному 21 августа
1991 года. Вместо памятника там до сих пор укоризненно лежит камень,
привезенный с Соловков. Зато в Думе раздаются голоса о возвращении на
старое место монумента железному Феликсу.
Нет до сих пор и музея Памяти жертв коммунистического режима, подобного
иерусалимскому Яд Ва-шем, посвященному жертвам Холокоста. Зато в самом
центре российской столицы на Красной площади бережно сохраняется
музей-погост выдающимся деятелям Коммунистической партии и Советского
государства, по существу государственным преступникам, а мумия Ленина
превращена в объект ритуального поклонения. Советская власть, начиная с
1920 года, когда фактически закончилась Гражданская война, уничтожила не
менее 20 миллионов своих сограждан. Мы стали манкуртами, то есть
существами, лишенными понимания своего прошлого, понимания ответственности
за свою судьбу. Социологические опросы рисуют страшную картину: более 50
процентов населения России ностальгирует по Советскому Союзу, около 60
процентов считают Сталина великим государственным деятелем. Россия не
только не порвала со своим коммунистическим прошлым, но медленно и
неотвратимо снова сползает в него.
P.S. По поводу эпиграфа, который я привел в начале статьи. Автор, как вы
заметили, не указан. Я переписал цитату с обложки книги «Доднесь тяготеет».
Сразу же подумал, а кто же автор, не Шаламов ли? Но открываю книгу, и на
титульном листе – та же цитата, но уже с указанием автора:
М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская
старина».