|
|||
|
Сталин и борьба за воспитание "выдвиженцев"
Проблема нехватки кадров образованных специалистов обострилась с приходом к власти И. Сталина. Он точно так же, как и Ленин, пристально следил за тем, чтобы в учебных институтах была мощная прослойка партийцев и выходцев из рабоче-крестьянских кругов, но ему приходилось не раз откровенно признавать, что большевики-студенты учатся плохо, что им трудно даются специальные знания, что они предпочитают больше времени проводить на заседаниях партячеек, обсуждении мировых проблем и т. п., чем грызть гранит науки. Об этом же говорили и другие вожди партии. Н.И. Бухарин на VI Все союзном съезде РКСМ 15 июля 1924 года сказал: "В высших учебных заведениях наши комсомольцы часто назначают профессоров, вычищают студентов, а посмотришь на успешность, - 80 процентов неуспевающих. Самодеятельности много, а действительных знаний ни на грош" ( 6_69 ). Выдвинутые Сталиным планы резкого подъема промышленности России и ее сельского хозяйства требовали невиданного числа кадров. Сеть учебных заведений страны разбухала. Было естественно ожидать, что в этих условиях Сталин призовет к поиску по всей стране талантов, откроет для них широко двери вузов, начнет массовую практику стажировки лучших студентов у лучших профессоров, даже, может быть (страшно подумать!), начнет посылать учащихся за границу. Но ничего этого не произошло ( 6_70 ). Сталин еще более, чем Ленин, нажимал на подготовку красных спецов, отбираемых из детей рабочих и крестьян ( 6_71 ). XVI партконференция ВКП(б), состоявшаяся 23-29 апреля 1929 года, даже специально оговорила в своем постановлении необходимость "создания новых кадров красных специалистов из людей рабочего класса" ( 6_72 ). Несмотря на нажим сверху, работа эта шла, по мнению руководителей страны, плохо. В октябре 1929 года в "Правде" появилась редакционная статья с характерным заголовком "Потерян год. Директивы партии о подготовке кадров промышленности не выполнены. Создадим красный инженерный костяк, который поведет всю инженерную массу в бой за пятилетку" ( 6_73 ). Одновременно власти пытались поставить под партийный контроль работу специализированных научно-исследовательских учреждений. В это время казалось возможным использовать для целей партийного контроля созданную еще по декрету Ленина в 1918 году Социалистическую Академию, переименованную в 1924 году в Академию Коммунистическую ( 6_74 ). Хотя сама по себе эта академия была слабым научным центром, ее можно было рассматривать как вполне коммунистическую по идейным устремлениям входивших в нее членов. Поэтому ЦК партии принял специальное постановление ( 6_75 ), в котором был пункт о необходимости вовлечения Комакадемии в дело контроля за всеми научными учреждениями страны. Комакадемии предписывалось: ... в месячный срок разработать вопрос о координировании работы ведомственных (наркоматских) научно-исследовательских институтов с работой Комакадемии" ( 6_76 ). Возможно, понимая, что вряд ли ученым польстит возможность контроля за их деятельностью со стороны партийных функционеров, а, с другой стороны, отлично представляя, что контроль нужен прежде всего для того, чтобы заставить ученых, пусть даже в ущерб их академическим занятиям, трудиться на поприще практической деятельности по вытаскиванию из прорыва промышленности и других сфер экономики, Центральный Комитет партии слегка подслащивал пилюлю нижеследующим пунктом: "Представлять научным работникам не реже одного раза в два года 4-6 месячный отпуск для научной работы" ( 6_77 ). В это же время благие призывы к максимально возможному использованию старых специалистов , которые иногда звучали из уст Ленина, были Сталиным перечеркнуты без всякого сомнения. 5 февраля 1931 года в ставшей на два десятилетия программной статье "О задачах хозяйственников", он писал: "Лет десять назад ( 6-5 ) был дан лозунг: "Так как коммунисты технику производства как следует не понимают, так как им нужно еще учиться управлять хозяйством, то пусть старые техники и инженеры, специалисты ведут хозяйство, а вы, коммунисты, не вмешиваясь, изучайте технику, изучайте науку управления производством, не покладая рук, чтобы потом стать вместе с преданными нам специалистами настоящими руководителями производства, настоящими хозяевами дела". Таков был лозунг. А что вышло на деле? Вторую часть этого лозунга отбросили, ибо учиться труднее, чем подписывать бумаги, а первую часть формулы опошлили ... Получилась чепуха, вредная и опасная чепуха, от которой чем скорее освободишься, тем лучше" ( 6_78 ). Ссылки:
|