Ушинский, Константин Дмитриевич (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22
декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник
научной педагогики в России.
Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича
Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года,
мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна
умерла, когда ему было 12 лет.
После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но
старинный уездный город
Новгород-Северский Черниговской
губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество
К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении,
расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки
Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс
Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
После окончания гимназии он поступил учиться на
юридический факультет Московского
университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе
таких известных, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и
профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который
оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия
педагогикой.
После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был
оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского
экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и
юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы,
которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества
того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности
среди простого народа.
В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину
Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен
исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии
законоведения, государственного права и науки финансов в
ярославском Демидовском лицее. С марта
по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские
губернские ведомости». Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей
усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая
эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство
руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством
лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства
лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку.
После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время
зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов,
рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на
преподавательскую должность оказывались тщетными.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую
работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально
он смог устроиться только на должность столоначальника департамента
иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В
январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею,
К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности
в
Гатчинский Сиротский институт, который
находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского
института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые
для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность
воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены
института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям.
Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и
экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание
— за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской
работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось
изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые
сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить
фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений
закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым
наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего
товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей
службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по
службе и назначен инспектором классов.
В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из
прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в
котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание
педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на
Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих
книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе
педагогической литературы». После огромного общественного успеха его
статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания»,
где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды
на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в
журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения»
(1854—1855).
В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов
Смольного института благородных девиц,
где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя
из своего главного принципа демократизации народного образования и
народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого
разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из
мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на
русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором
осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К.
Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции
педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у
родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать
«Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему
превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво
относившийся к новым течениям в области народного образования.
Однако у Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. П.
Леонтьевой, которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении
к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным
предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на
пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых
он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты
и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в
части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода
он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а
также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные
российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский
написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему
«Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для
учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние
на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике
преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно
сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.
В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний
главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания,
опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый
том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое
время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей
работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на
фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо
определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём
труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного —
чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К. Д. Ушинский дал
обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и
принципов.
В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал
статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также
принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в
Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе
женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель
Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:
Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями,
мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на
каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с
непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал
всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким
искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно
и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько
подготовлена и развита та или иная ученица.
При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного
обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский
заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил
И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд
учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его
работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в
народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал
учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято,
выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в
Симферополе.
Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая.
Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда
Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А.
Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по
ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате
трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д.
Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве
по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал
лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения
в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).
Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Семья
Жена Константина Дмитриевича Ушинского —
Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости
в Новгород-Северском, происходила из древнего казацкого рода. Летом 1851
года, когда Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской
губернии, он женился на ней.
Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское
Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь Надежда в селе Богданка, где в
это время находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные
от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного
образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского
отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861)
и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других
педагогических работах.
Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения
Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили»
(«Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а
также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при
составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека
Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных
классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н.
звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и
С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на
основе педагогических принципов.
Цитаты
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт
пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические
познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта
и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и
совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны
органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма
вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность,
перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека,
примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что
проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же
вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».
«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не
выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу,
годную только для урока»
"...ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в
... строгом смысле, а только искусствами... Наука только изучает
существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще
нет..." "Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое
высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания
опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на
множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует
способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно
достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного
человека"