Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ландау - Герой Социалистического Труда и член зарубежных Академий 1954

14 января 1954 года "за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Правительства" Льву Давидовичу Ландау было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В эти годы Ландау стал членом многих зарубежных академий. Первой признала его заслуги Дания. 13 апреля 1951 года Королевская академия наук в Копенгагене избрала Льва Давидовича Ландау своим членом. В тот же день Нильс Бор написал своему ученику: "Дорогой Ландау. Ваше избрание зарубежным членом Датской королевской академии наук доставило огромную радость Вашим друзьям в Копенгагене, особенно в этом институте , где мы свято храним воспоминание о днях, когда Вы работали среди нас и всячески стимулировали наш труд. Мы следили за Вашими научными трудами с величайшим интересом и восхищением. Данное избрание служит скромным тому доказательством. Моя жена и я шлем Вам привет и наилучшие пожелания. Ваш Нильс Бор", Лев Давидович Ландау стал членом: Академии наук Дании (13 апреля 1951 г.); Королевской академии наук Нидерландов (28 апреля 1956 г.); Британского физического общества (24 июня 1959 г.); Лондонского Королевского общества (1960 г.); Национальной академии наук США (1960 г.); Американской академии наук и искусств (11мая 1960г.). В эти же годы Ландау был удостоен высших научных наград ФРГ и Канады: 29 августа 1960 года Ландау была присуждена Международная премия имени Фрица Лондона; 8 ноября 1960 года Немецкое физическое общество наградило его медалью Макса Планка. По случаю награждения его медалью Макса Планка Лев Давидович подготовил доклад, где в краткой форме изложил историю "героического периода в физике" - от начала века до наших дней. Приводим составленную им аннотацию к этому докладу .

Присуждение Ландау медали Макса Планка было событием огромного значения в мире физики. "Лев Давидович, эта медаль такая же, как та, которую Нильс Бор растворил в кислоте?" - спросил у Ландау один из студентов, пришедших сдавать теориминимум. В медали Макса Планка много золота, и фашисты непременно бы украли ее, поэтому свою медаль Планка и Нобелевскую медаль Бор для безопасности переправил за границу, как только фашисты оккупировали Данию. Но у Бора были Нобелевские медали, которые ему отдали на хранение Макс фон Лауэ и Джеймс Франк . Эти медали Бор опустил в бутыль с царской водкой (смесь концентрированных кислот - азотной и соляной) накануне своего побега из Дании, а когда через несколько лет вернулся в Копенгаген, снял с полки бутыль, выделил золото, и медали были отлиты снова.

Ландау был вторым лауреатом премии имени Фрица Лондона. 29 августа 1960 года в Торонто состоялась VII Международная конференция по физике низких температур. Доклад о работах Льва Давидовича Ландау сделал Пеллам . Он сказал: "Ландау внес вклад в различные отрасли физики, и многие его работы могли бы быть удостоены премии. Данную награду он получил за исследования низких температур. На мою собственную работу в этой области его труды повлияли в столь сильной степени, что мне, как и многим, испытавшим подобное явление, казалось, что я знаком с Ландау, хотя и никогда с ним не встречался."

В процессе подготовки доклада Пеллам получил два письма: от Эдварда Теллера , который встречался с Ландау в Лейпциге в 1930 году и в Копенгагене в 1934 году, и от Нильса Бора. Второе письмо дает представление о том, как высоко ценил труды Ландау патриарх современной физики: "Это действительно большая радость,- узнать, что премия Фрица Лондона присуждена Ландау. Конечно, все мы разделяем высокую оценку огромной работы Ландау и храним в душе живое воспоминание о том времени - лет тридцать тому назад, когда он присоединился к нашей группе в Копенгагене . С самого начала на всех нас произвела большое впечатление его способность добираться до самых глубин физических проблем и его строго принципиальное отношение ко всем аспектам человеческой жизни, что часто приводило к спорам. В книжке, изданной к моему семидесятилетию, Розенфелъд дает живую картинку состояния крайнего возбуждения, в которое пришел институт из-за работы Ландау и Пайерлса о распространении принципа неопределенности на релятивистскую квантовую область, работы, которая в конечном итоге послужила для меня и Розенфельда поводом к созданию длинного научного трактата. Из наших поездок в Россию, где мы с женой были до войны, я вынес много дорогих моему сердцу воспоминаний о его личном обаянии и титаническом труде за создание теоретической физики в России, в котором он достиг столь значительных успехов. В послевоенные годы мы никогда не теряли надежды снова увидеть среди нас Ландау, но он приехать не мог. Однако мой сын Оге и некоторые другие сотрудники института, приезжая в Россию, встречались с Ландау и разговаривали с ним. Они не только наблюдали восхищение, с которым, как и следовало ожидать, относятся к Ландау его коллеги, но и нашли в нем ту же теплоту, тот же энтузиазм, воспоминание о которых запало всем нам глубоко в душу".

Ссылки:

  • ЛАНДАУ: 1946-1961 г.
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»