|
|||
|
Угроза остановки московских электростанций из-за дефицита топлива 1922
В начале 1922-го чуть не повторился блэкаут 1920-го, на сей раз из-за обострения дефицита с топливом (перманентный его дефицит наблюдался, по- видимому, еще с начала гражданской войны). Р.Э. Классон в будировании властей непосредственно не участвовал, поскольку над национализированными столичными электростанциями был создан достаточно мощный административный аппарат - Управление Объединенными Государственными Электрическими Станциями Московского района ( МОГЭС ) Главэлектро ВСНХ. Но наверняка переживал за свое детище - Раушскую станцию (это отмечалось выше и будет видно ниже). Итак, 31 марта, после того как столичные электростанции в течение двух месяцев сидели на голодном пайке, Управление МОГЭС наконец-то обратилось в вышестоящие органы с отчаянным призывом (этот материал, как и нижеследующие по топливному кризису, хранятся в ф. 130, или совнаркомовском, ГАРФ): "Управление обращает особое внимание СТО на возможную остановку 1-й и Трамвайной Московских Электрических Станций из-за недостатка топлива, имеющегося в данное время в распоряжении указанных Электростанций. Обе Электростанции находятся исключительно на жидком топливе. Весь остаток нефтетоплива на 30-ое Марта равен 300.000 пуд., при суточном расходе обеих Электростанций в 20.000 пудов, т.е. Электростанции обеспечены топливом до 10-12 Апреля, причем, необходимо отметить, что в Феврале и Марте месяце было сожжено под котлами, чтобы не остановить Электростанции, 200.000 пудов керосина. <...>" Какие же причины привели Московские Электростанции к столь тяжелому топливному кризису? Причина по мнению Управления одна: "Московские Электростанции подошедшие к зимнему сезону с запасом топлива в 2.000.000 пудов с установлением новой экономической политики стали для ГУТа не такими предприятиями, которые надо спасать при всяких обстоятельствах, как это было всегда до сего времени, а предприятиями, пожирающими громадное количество топлива без всякого смысла, как бы для своего собственного удовольствия. Начиная с Января месяца наряды на нефтетопливо даются ГУТом из таких пунктов налива, как то: Царицын, Саратов, Батраки - откуда доставить топливо при топливном голоде всех железных дорог заведомо считалось невозможным. Наряды выполнялись в размере 30-50% от заданий и, кроме того, железные дороги реквизировали топливо в большом количестве в пути следования. Из ближайших пунктов налива за Электростанциями была забронирована только Рязань, на которую сейчас же вслед за забронировкой стали выдаваться наряды и для Казанской железной дороги и для Москвотопа и даже для Московского Районного Нефтяного Комитета и других. В конце Февраля месяца, когда положение с нефтетопливом Электростанций надо было уже признать очень тяжелым в течение 3-4 недель, по распоряжению ГУТа производились реквизиции всего топлива, предназначенного в адрес Электростанций и, когда Электростанциям грозила остановка, Управление принуждено было доказывать ГУТу невозможность остановки Электростанций и вымаливать разрешение на отпуск керосина". Что же предприняли власти для того, чтобы не "замерла вся Москва?" Практически ничего. Через неделю, 8 апреля, начальник Главного Управления по Топливу (ГУТ) Г.Л. Пятаков шлет отчаянную телефонограмму наркому путей сообщения Ф.Э. Дзержинскому : "Вследствие неподхода топлива по плану для Московской Электростанции запасы понизились на 4/IV [до] 230 тысяч пудов, что обеспечивает станцию на 9 суток. Если не будут приняты исключительно меры о доставке нефтетоплива, неизбежна остановка станции. Просьба сделать категорическое распоряжение: 1) о полном обеспечении цистернами Нижнего и Царицына, где назначен плановый налив для Электростанции; 2) о срочном передвижении в Москву всего наливаемого для электростанции нефтетоплива; 3) о недопущении каких бы то ни было реквизиций в отношении означенного нефтетоплива". Здесь стоит обратить внимание читателя на такой позорный факт, как реквизиция (читай, грабеж одного госпредприятия другим госпредприятием) железными дорогами топлива, предназначенного для энергетиков. И все это при попустительстве "пламенного чекиста" Ф.Э. Дзержинского, ведавшего одновременно железными дорогами! И, наконец, апофеоз топливного кризиса в Москве (из телефонограммы в ГУТ Г.Л. Пятакову, от 12 апреля): "Управление МОГЭС настоящим доводит до Вашего сведения, что по имеющимся у Управления данным до 10 Апреля с/г. ни Царицын, ни Н. Новгород не погрузили в адрес Московских электростанций ни одного вагона нефтетоплива. Только Рязань погрузила 60 вагонов, которые все уже прибыли в Москву. Таким образом ожидать подхода нефтетоплива для Электростанций в ближайшие дни нет никаких оснований. Так как, с одной стороны, запасы топлива на 12 Апреля равны всего на 6 дней и, с другой стороны, предстоящие праздники прерывают работу всех учреждений на 4 дня, Управление МОГЭС просит Вас еще раз пересмотреть вопрос о передаче в крайнем случае для сжигания под котлами керосина и иметь в виду, что для перекачки керосина со складов МРНК в резервуары Электростанций потребуется срок 2-3 дня". Мы оставляем профессиональным историкам и экономистам разбираться в том, почему большевистский НЭП низвел электростанции до положения "предприятий, пожирающих громадное количество топлива без всякого смысла, как бы для своего собственного удовольствия". Ссылки:
|