|
|||
|
Поселок при станции "Электропередача" (теперь Электрогорск)
Пристанционный поселок (теперь Электрогорск) строился довольно быстро. Из дневниковой записи А.И. Радченки в мае 1912-го: "Ездили мы с мужем [из Буньково] на озеро Гозьбуже (что за странное название!), центральный пункт [торфяного] имения. Здесь со временем будет выстроена мощная станция на торфу. И сейчас уже здесь много культурных достижений в виде узкоколейки, телефона, новых построек. Здесь работает много немцев-техников и монтеров. Еще бы! Ведь предприятие принадлежит немецкому акционерному об-ву 1886 г. <...> Вчера торфяники здешние справляли свой храмовой праздник с молебном, освящением построек, угощением и выпивкой. И даже Ивана окропили "святой водой" - никак нельзя было отвертеться от этой чести! "Назвался грибом, полезай в кузов". Вот как дорого приходится платить за возможность вести интересную творческую работу вместо мертвой бухгалтерии. Но ведь устроил его на это место старый партийный товарищ Кржижановский , а ведь он-то должен был знать, чем это пахнет! Много за это время тут выстроено новых стильных домиков для рабочих и служащих. Иван говорит: "Поменьше бы стиля, да побольше удобств". Конечно, он прав; только уж очень красивы блещущие новизной шведские домики на фоне яркой весенней зелени. Это уже стиль Классона - технического директора стройки". И из июньской записи: "У мужа начинаются неприятности с московским техническим директором Классоном, с которым они до сих пор так хорошо понимали друг друга. У Классона всегда имеются широкие блестящие технические планы, но практически, кажется, не всегда выполнимые. А Иван - организатор, практик прежде всего. <...> Ездили с мужем на Озеро к Классонам. На обратном пути видели жуткую картину: 40 человек торфяников, взявшись за общий толстенный канат, тащат по нашей сыпучей песчаной четырехверстной дороге целый локомобиль - как бурлаки корабли. В трубу локомобиля воткнут громадный пылающий факел, освещающий дорогу и черные зубчатые стены леса по бокам ее. <..> Они полупьяны, они предварительно - для силы и храбрости - накачались водкой. Они сами просили предоставить эту работу им, а не лошадям. И коммерческий директор, немец Буссе, с удовольствием на это согласился, ибо в один миг прикинул, что людская тяга обойдется здесь дешевле конной; к тому же лошадей недолго и испортить на этой работе". В мае-июне 1912-го был возведен рубленый трехэтажный "дом правления" с электрическим освещением (уже работала временная локомобильная электростанция), телефоном, временным домовым водопроводом и ванной. Вслед за первой "гостиницей", построенной к 1 мая старого стиля, была сооружена вторая такая же - общежитие коридорного типа. Рядом с "домом правления" была окончена постройка соседних зданий: такого же трехэтажного дома заведующего станцией и несколько меньшего дома для управляющего торфоразработками И.И. Радченка . Далее - двух одинаковых двухквартирных домов (в первом из них была общая квартира Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова ) и меньшего двухквартирного дома. Одновременно с домами на этой просеке "первой категории" строились дома на параллельных просеках "второй и третьей категорий". В "доме правления", кроме Р.Э. Классона - технического директора "Общества 1886 г.", а с мая 1913-го и только что учрежденного "Московского акционерного общества Электропередача" - иногда жил и коммерческий директор обоих обществ Э.Г. Буссе . Заведующим станцией летом 1912-го был В.С. Пискунов , но уже с осени А.В. Винтер , а с лета 1916-го А.А. Сафонцев и затем Б.Н. Смирнов (сын строителя Раушской электростанции Н.В. Смирнова ). Преемником И.И. Радченка в 1917-м стал Н.Л. Голованов . Все дома были рубленые, с герметическими дровяными печами, с водопроводом от артезианской скважины, с электрическим освещением - сначала от упомянутой выше временной локомобильной электростанции. В.В. Воровский , принятый на "Электропередачу" на временную работу - организовать потребительское общество, писал в ноябре 1913-го В.Д. Бонч-Бруевичу и В.М. Бонч-Бруевичу : "Дали мне на болоте квартиру из трех комнат, с ванной, мебелью, отоплением и освещением. Дали 100 целковых в месяц". Из дневниковой записи А.И. Радченки в том же месяце: "Воровский тут будет ведать нашими общественными делами: партийными, профсоюзными и кооперативными. Коммерческий директор Буссе смеется: "Да у вас тут прямо какой-то социалистический городок!" Но закрывает глаза на все наши "беззакония", лишь бы хорошо работали и приносили Обществу достаточный приход. А с уездной полицией дела улаживаются с помощью определенной "мзды"". По воспоминаниям И.Р. Классона , позже выяснилось, что первые четыре дома "Электропередачи" были построены с нарушением пожарных правил: одноэтажные гостиницы были длиннее, чем допускалось для деревянных зданий без разделительных брандмауэров, а дома правления и заведующего станцией - трехэтажные, что тоже было запрещено для деревянных зданий. Центральный поселок, торфяные поселки и здание самой станции строились с минимальной вырубкой леса. Вдоль улиц - прямых просек - были посажены лиственные деревья. Из дневниковой записи А.И. Радченки в марте 1913-го: "Шура в гостях [у нас]. Тороплю его домой обедать: - Смотри, все рабочие уже идут с работы, и твой папа сейчас придет. - Мой папа не рабочий, он не работает. - А что же он делает? - Так, ничего и не делает. - Няка: А твой папа, значит, бездельник? - Ничего не делает, только у Классона сосны рубит! (Месяц тому назад отец за столом рассказывал, как Шурин отец зря велел срубить большую сосну и как Классон на это рассердился) . Шура Мельников - это товарищ по играм с Някой (Алексеем) , сыном Радченков . Ссылки:
|