|
|||
|
Начало строительства электростанции "Электропередача"
С ранней весны 1912 г. было приступлено к работам на месте районной станции, причем в первую очередь надо было строить жилые помещения. Первые служащие и рабочие (первым приехавшим служащим был Валерьян Иванович Богомолов , живший в палатке (см. фото) на месте нынешней электрической станции) должны были размещаться во временных постройках, преимущественно в палатках, пока строились деревянные дома. Место было совершенно дикое. Там, где сейчас стоит станция, около озера, бродило стадо лосей. Доступ к месту постройки станции был настолько труден весной, что приходилось на месте будущего шоссе рубить деревья, бросать их в воду, на деревья класть узкоколейные рельсы, засыпать их землею. И по этому рельсовому пути продвигалась вагонетка с лошадью, поддерживающая сообщение с местом постройки. К 1 мая была построена так называемая гостиница - большое здание с отдельными комнатами, в котором размещались все служащие, и которое являлось опорной базой для дальнейших работ. Тотчас же после того, как оказалось возможным по железной дороге, совершавшей правильные [(регулярные)] конные рейсы, доставить на место постройки рабочих, было приступлено к сооружению самой станции. Одновременно начаты были работы на болоте. С торфом никто из нас знаком не был. Мы пригласили заведующим торфяными разработками Ивана Ивановича Радченко , который тоже с торфом знаком не был, и впервые с большим интересом занялись изучением торфяного хозяйства, доставшегося при покупке имения. Торфяное хозяйство было самое примитивное и состояло из старых локомобилей и старых торфяных машин. Было решено к следующему году, когда предполагалось временное открытие районной станции, пустить в ход 30 торфяных машин с электромоторами. Это была очень большая задача, так как никогда до тех пор в России такого количества торфяных машин не ставилось, но эта работа была успешно закончена, и в 1913 году все 30 машин были пущены в ход, хотя и с некоторым опозданием ("Десятилетие станции "Электропередача" (1912-1922)", ф. 9508 РГАЭ). В январе 1912-го правление "Общества 1886 г." постановило принять в новом проекте участие на уровне 20-25% капиталовложений. А затем в апреле этого же года и собрание акционеров "Общества 1886 г." поручило правлению выступить соучредителем "Электропередачи". Правда, Московское акционерное общество "Электропередача" было организовано лишь в мае 1913-го. Немецкие и швейцарские банки не ограничились двухдневным рассмотрением сметы в Берлине. Весной 1912-го по приглашению Р.Э. Классона представители банков приехали на торфяное болото и на месте ознакомились с уже начавшимся строительством. Следом энергетики подали проект "Электропередачи" на утверждение местных властей. Вот цитата из пояснительной записки: В Богородскую уездную земскую управу 23 апреля 1912 года "Общество электрического освещения 1886 года" предполагает построить на берегу озера Госьбуж , в четырех верстах от 71-й версты Нижегородского шоссе, в Богородском уезде электрическую станцию для получения электрической энергии и снабжения ею городов, местечек, фабрик и заводов в Московской и Владимирской губерниях. Вся работа станции будет производиться машинами, а роль персонала будет сводиться лишь к надзору за правильной работой различных машин. Топливом будет служить торф, доставляемый в котельную так же при помощи механизмов. Автору уже не досуг было добираться до очередного архива, куда "Мосэнерго" должно было сдать свои архивные документы, поэтому он цитирует их по книге Г.В. Липенского,1976 "Московская энергетическая" (изд. "Московский рабочий", 1976), при подготовке которой последний извлекал эти документы из архива технического отдела "Мосэнерго". Акции "Электропередачи" к маю 1914 г. принадлежали: приблизительно по 40% германским и швейцарским банкам и около 20% - "Обществу 1886 года" Германскими акционерами были берлинское "Общество электрических установок" (Elektrische Licht- und Kraftanlagen A.G.) - около 20%, Немецкий банк (Deutsche Bank) - около 15%. Итак "Общество 1886 г." в конце 1911 - начале 1912 года купило у купца Полякова за миллион с чем- то рублей подмосковное болото, точнее так называемое имение площадью 4,3 тысячи гектаров в Буньковской волости Богородского уезда. В этом имении и располагалось торфяное болото, а электростанцию и ее центральный поселок запланировали построить на суходоле близ небольшого озера Гозьбуже (имелись, как уже мы видели, и другие варианты написания). Имение, довольно причудливой формы, примыкало частью своей южной границы к Владимирскому (Нижегородскому) тракту на его 71-й версте от Москвы. Этот район был вторым после Иваново-Вознесенска центром российской текстильной промышленности . В Орехово-Зуеве работали фабрики наследников Саввы Морозова и Викулы Морозова , в пригороде Богородска (ныне Ногинск) Глухове - Арсения Морозова . Ряд фабрик располагался в Павловском Посаде и близ него. В Тимкове и других селах и деревнях близ будущей "Электропередачи" работали ткачи-кустари. В.А. Бреннер так описывал начало "торфяных страданий" Классона и его соратников: "Мне лично первый раз мне удалось побывать на "Электропередаче" в начале марта 1912 года. Добравшись до Богородска по железной дороге, мы наняли извозчика, доехали до 71-й версты, там пересели на крестьянские дровни и какими-то едва проходимыми тропами приехали на то место, где стоит нынешняя станция "Электропередача". Кругом ни души. Стоит большая полотняная палатка, а в палатке сидят за самоваром Роберт Эдуардович и Иван Иванович Радченко. Впечатление - как будто на Северном полюсе среди самоедов. На мой вопрос: "Неужели Вы думаете здесь строить станцию, и когда же, по Вашему мнению, она будет готова?", Р.Э., улыбаясь, ответил: "Мы тут несколько дней тому назад спугнули большое стадо лосей". Это показывает, насколько диким и необитаемым было место. Но, говорит Р.Э., к осени будущего года, то есть через год с небольшим, мы должны будем не только выстроить саму станцию, но и дать ток на соседние фабрики и в Москву. Такие условия были поставлены ему банками, и он считал вполне возможным закончить постройку в такой срок. Мне тут же, в палатке, он дает поручение разработать договор с торфяными артелями, так как в мае [1912 г.] уже необходимо будет приступить к добыче торфа. Конечно, каждому из нас теперь это кажется легким и понятным, но, повторяю, для работников 1911-12 годов все технические выражения, такие, как будто, обычные, как "торфяной карьер", "количество торфяных кирпичей" и т.п., были какими-то жупелами. Но мы были постоянно заражаемы энергией и любознательностью Р.Э. и прилагали все усилия выполнить даваемые им поручения, как бы они ни казались нам трудными и несбыточными. Уже через два-три месяца почва настолько обсохла, что Р.Э. приступил к постройке шоссе с 71-й версты [Нижегородского шоссе] к станции. Через месяц на этом шоссе появилась вагонетка, на вагонетке установили самодельный вагон, и связь "Электропередачи" с культурным миром была налажена. Ссылки:
|