Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Дальнейшее усовершенствование методики "гидроторфа"

Еще осенью 1918-го изобретатели подступили к механизации формовки кирпичей на полях сушки. Из ноябрьского письма В.Д. Кирпичникова в Главторф: "Для работ по добыче двух миллионов пудов торфа по гидравлическому способу в предстоящем сезоне 1919 г. нам необходимо изготовить две формовочные машины, которые будут резать разлитый торф и формовать его в правильные пирамиды [со срезанной вершиной]. В течение осени 1918 г. нами произведен ряд опытов, и теперь конструкция такой машины совершенно определилась. Торфяные кирпичи получаются совершенно правильной формы, с них стекают всякие дожди и они представляют большую поверхность для [естественного] высушивания. Для постройки этих формовочных машин нам нужно получить два грузовых автомобиля без кузовов и без задних колес, вместо которых будут насажены формующие цилиндры. Такие автомобили имеются на заводе "АМО" в разобранном виде, но для получения их с завода требуется специальное разрешение. Мы просим Главный Торфяной Комитет оказать поддержку нашему ходатайству к получению в ближайшем будущем двух таких шасси от грузовых автомобилей с моторами от 30 до 50 л.с. Все же необходимое переустройство по приспособлению этих автомобилей под формовочные машины будет произведено нами".

В январе 1919-го изобретатели обратились в Транспортный Отдел Московского Совета Рабочих, Красноармейских и Крестьянских Депутатов:

"Настоящим просим Вас предоставить в наше распоряжение грузовик для перевозки двух 3-тонных грузовиков с Военных Автомобильных мастерских, помещающихся за Преображенской заставой, в наш гараж (Садовники, 14). При этом считаем нужным указать, что эти грузовые автомобили нам необходимы для переделки их в машины для формования торфа и что своевременная доставка даст возможность в будущем сезоне увеличить добычу торфа на болотах Государственной Районной станции "Электропередача", что имеет при существующем кризисе топлива большое государственное значение".

По-видимому, достать грузовики в АМО не удалось, зато удалось получить их в Военных Автомобильных мастерских. В феврале 1919-го В.Д. Кирпичников, уже как член Комиссии по добыче торфа гидравлическим способом (созданной при Главторфе в январе), обратился к Уполномоченному по вывозу материалов из Москвы:

"Просим разрешить отправку 100 пуд. кабеля, предназначенного для работ по выработке торфа гидравлическим способом на болоте Государственной Электрической Станции "Электропередача" из Москвы со склада Московской Государственной Электрической Станции (Садовники, 11) на станцию "Захарьино" Нижегородской ж.д. на имя Комиссии по добыче торфа гидравлическим способом. Находился в запасе склада станции с 1916 г."

То есть на отправку своих же материалов за пределы столицы требовалось получить разрешение у властей! А вот фрагмент письма представителя завода инж. Бари в Главторф в том же феврале 1919-го:

"Вашими агентами и агентами Московской Государственной Электрической станции Освещения обращено внимание нашего заводоуправления на медленность производства работ по изготовлению заказанных Вами 3850 метров труб диам. 440 мм. В свое время, при принятии заказа, мы обращали Ваше внимание на обстоятельство, что достичь мало-мальски успешного производства работ можно только путем улучшения питания рабочих и просили Вас, если возможно, принять какие-либо меры в этом направлении, но так как до сих пор мы не имеем по этому поводу Ваших сообщений, а своими силами, путем открытия столовой для рабочих, которая очень скудно снабжается продуктами, мы достигли очень малого, мы не можем ничего больше сделать". А следом пришло такое сообщение:

"В связи с прекращением подачи электрической энергии нашему заводу Ваши заказы на 1071 шт. труб железных диам. 440 мм и другие две трубы диам. 500 и 510 мм "изготовлением приостановлены".

Пришлось В.Д. Кирпичникову хлопотать перед Чрезвычайной Комиссией по электроснабжению Москвы:

"Настоящим ходатайствуем о предоставлении возможности пользования электрической энергией следующим заводам, выполняющим оборудование для добычи в сезоне 1919 года торфа гидравлическим способом на болотах Районной Станции "Электропередача".

1) Заводу Бари, изготовляющему 3850 метров железных клепаных труб для транспортирования торфяной массы по заказу от 4-го декабря 1918 года за N 638, копию которого прилагаем.

2) Заводу И. Мохов и С. Фалькевич, изготовляющему сварные трубы к центробежным насосам по заказу N 28 от 18-го декабря 1918 года, копию которого прилагаем". А также "за Московский завод подъемных сооружений, который прислал такое письмо: "Ввиду необходимости производства, для заказанных Вами 4-х электрических кранов для торфососов, кузнечных работ просим выдать нам удостоверение на получение в Горсовнархозтопе около 200 пудов угля".

В отсутствие Р.Э. Классона в России в мае 1919-го на "Электропередаче" забастовали торфяники, которые находились в составе трудовой армии (входившей в "Главторф"). По воспоминаниям И.И. Радченка , "когда на богородской "Электропередаче" забастовали, требуя повышения расценок, малосознательные в то время торфяники, вопрос рассматривался в СНК. По предложению Владимира Ильича на СНК 27 мая было вынесено постановление: "Совет народных комиссаров в заседании от 27 мая с.г. постановил:

а) Послать на болота "Электропередачи" завтра утром через т. Дзержинского одного представителя от ВЧК комиссаром и при нем тт. Радченко и Лутовинова в качестве экспертов.

б) На посылаемого комиссара возложить задачу, в случае необходимости милитаризовать рабочих по разработке и добиться производства работ на условиях, установленных Всероссийским советом профессиональных союзов. Комиссару предоставить право назначать себе, в случае надобности, помощников в смежных пунктах".

Постановление это было вынесено в 11 часов ночи. Мы с Лутовиновым, по предложению Владимира Ильича, сейчас же отправились к Дзержинскому . Представителем от ВЧК был назначен т. А.В. Эйдук . Рано утром втроем мы выехали на "Электропередачу" и уладили конфликт" (сборник "Ленин на хозяйственном фронте", 1934).

Ссылки:

  • Торфяные страдания Э.Р. Классона
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»