|
|||
|
Столетов А. Электротехническая выставка во Франкфурте
Франкфуртская электротехническая выставка открылась в субботу, 16 мая речью председателя выставочной комиссии Л. Зоннемана. Приветствовав высоких гостей, почтивших открытие своим присутствием, председатель сделал в нескольких словах краткий обзор предшествовавших электротехнических выставок по сравнению с ныне открывающеюся. Восемь лет быстрого прогресса вызвали необходимость объединить в новой выставке плоды изобретательности неустанно работающих электротехников всех стран. Последняя германская выставка была в Вене в 1883 году, первая - в Мюнхене в 1882 году; на мюнхенской располагали двигательной силой в 160 лош. сил, на венской - уже в 1 200 л.с., нынешняя располагает силой в 4 684 лош. сил. Эти несколько данных уже показывают, насколько возрос и окреп этот отдел техники. <...> Посетившие выставку теперь найдут, к сожалению, главный предмет внимания ее, именно Лауфенскую передачу, далеко еще не готовой. Работы по ней начались только в последнее время, так как сравнительно недавно еще было подписано окончательное условие. Грандиозное это предприятие, как известно нашим читателям, приняли на себя две фирмы - Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft и машиностроительный завод Эрликон. Общество портландского цемента в Лауфене поставило в их распоряжение свою турбину в 300 л.с., германское правительство приняло на себя стоимость проводов - трех 4-миллиметровых медных проволок в 175 километров длины [каждая]. На проводку потребуется около 2 600 столбов, 9 000 изоляторов (с изолирующей жидкостью) и около 60 тонн медной проволоки. Детали установки разработаны были сообща инженерами Броуном ( Эрликон ) и Доливо-Добровольским . Установка должна быть окончена к 15 августа, под страхом неустойки в 51 000 марок. Ток в Лауфене добывается при напряжении в 50 вольт, но передается трансформированным до напряжения в 25000 в.; такое высокое напряжение потребовало особой тщательности в изоляции и проводке. Как известно, для этой передачи пользуются впервые так называемым "Drehstrom" - вращательным током. Это название, данное ему [Доливо-]Добровольским, впрочем, довольно неудачно - оно основано на том факте, что подобный ток дает магнитной стрелке не постоянное отклонение, но приводит ее во вращательное движение. До сих пор еще очень мало опубликовано о сущности и практической применимости этого рода переменных токов. Но напрасно было бы думать, что мы здесь имеем дело с каким-либо новым током, не постоянным и не переменным - "вращательный" ток представляет, в сущности, ряд переменных токов, различающихся друг от друга своею фазою. Достигается он тем, что катушки динамомашины изолируются, и в каждой из них индуктируется отдельный переменный ток, различающийся по фазе от других; эти токи последовательно, друг за другом посылаются по проводникам. Электровозбудительная сила каждого отдельного тока проходит от положительного максимума через поле к отрицательному, но не у всех токов одновременно, а через промежутки, зависящие от числа катушек и скорости обращения машины. Последовательные токи в циклическом порядке, так сказать, волнообразно переливаются, но сумма электро-возбудительных сил их есть всегда величина постоянная. Смотря по числу изолированных частей обмотки машины токи такие бывают тройные, пятерные и т.д. Для простоты возьмем тройной, каким и пользуются в Лауфенской передаче, и сравним его с трехпроводной системой постоянного тока. Как здесь, так и там мы имеем три провода, но во втором случае разность потенциалов двух соседних проводов равна половине разности между крайними, между тем как в первом случае средняя разность потенциалов между каждыми двумя проводами равна. Таким образом, в этом токе о нескольких фазах мы имеем, как в постоянном, непрерывный поток энергии, между тем как каждый составляющий ток есть обыкновенный переменный, который может быть даже превращен трансформаторами. Особенное достоинство этой системы заключается в том, что все провода в ней имеют [одно и] то же значение; так, например, группа ламп каления может быть включена в какую угодно пару проводов. Затем, электрические двигатели, построенные на этом принципе, чрезвычайно просты, легко пускаются в ход и не останавливаются в случае перегрузки их на короткое время, потому что не может случиться, чтобы все провода были одновременно без тока. Первоначальная идея этой системы ( трехфазного тока ) принадлежит проф. Феррарису в Турине; этим вопросом занимались позже Тесла , Брадслей в Нью-Йорке, Венстрем в Стокгольме и, в особенности, Газельвандер и Доливо-Добровольский . Труды этих последних разъяснили сущность и свойства этих токов и возможность их применения в практике.<...> "Электричество", 1891, NN 9-10, 15-16, 19, 21, 22 Капп . Ссылки:
|