Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Отчет Р.Э. Классона о заказах для Гидроторфа (завод "Мадрук) март 1921

Берлин, 23 марта 1921 г. Замнаркомвнешторгу А.М. Лежаве Копии: Л.Б. Красину, Лондон и Главторфу, Москва Многоуважаемый Андрей Матвеевич

Только сегодня я могу представить Вам более или менее законченный доклад о моих заказах по Гидроторфу.

1) Я уже телеграфировал Вам, что главные заказы выданы, и теперь большинство машин находится на пути в Ревель. К сожалению, до моего приезда ничего не было заказано и было упущено много драгоценного времени даже в тех случаях, когда дело было совершенно ясно, никаких сомнений не было. И все же заказы лежали без движения. Об этой совершенно неправильной постановке дела уже писал В.В. Старков , а я доложу устно, вопрос слишком сложен, чтобы о нем можно было писать.

Когда я приехал (с большим опозданием из-за ревельского парохода), то до сезона оставалось так мало времени, что можно было брать только то, что было готово или почти готово. Эту работу мы проделали с В.В. Старковым и мы нашли все, что нужно было для работы в 1921 году, но возможно, что часть оборудования придет не к началу сезона, а к середине. Лично я был очень удовлетворен всеобщим признанием здешними техническими кругами Гидравлического способа торфодобывания как наиболее совершенного из всех существующих. Еще в прошлом году, на основании очень не полных и отрывочных сведений о наших работах, в Дании и затем в Финляндии образовалось общество для эксплуатации гидроторфа, а к моему приезду образовалось сильное немецкое общество, которое теперь приступило к выработке наиболее совершенных машин уже на основании наших последних достижений. Я считаю это большим плюсом для нас, так как к осени они разработают все детали в сотрудничестве с крупнейшими машиностроительными заводами Германии и в состоянии будут изготовить, как для себя, так и для нас, вполне совершенные машины, которые, конечно, будут лучше работать, чем наши машины, исполненные частью из дерева и ручным способом.

2) Второй моей задачей было войти в сношения с теми лицами и заводами, которые работают над искусственным обезвоживанием торфа , что должно явиться дополнением и завершением гидравлического торфодобывания. Я видел очень много людей, которые работают в этой области, но большинство из них на ложных путях по незнакомству со свойствами торфа. Есть однако и серьезные работы. Вчера я вернулся из поездки в Крефельд на Рейне, где я видел вполне удачное разрешение массового отжатия мокрого торфа по способу "Мадрук" (Gesellschaft fur Maschinelle Druck-Entwasserung, Urdingen N. Rhein - Общество механического отжатия- обезвоживания, Юрдинген, Нижний Рейн). Способ этот в принципе состоит в том, что к сырому торфу, взятому прямо из болота (у нас - к гидроторфу), примешивается большое количество сухого торфяного порошка, который сообщает торфяной массе драгоценное свойство отдавать воду при давлении. Этот сухой торфяной порошок вырабатывается вновь в процессе производства путем выделения известной части кирпичей и искусственного высушивания этой части. Это количество торфа вновь поступает в процесс и все время остается в обороте. В конструктивном отношении все машины и все оборудование разработаны прекрасно, торфяная смесь поступает в огромные горизонтальные вращающиеся пресса с непрерывной автоматической подачей, как сырого торфа, так и отжатых кирпичей. Кирпичи имеют после отжатия только 60% влажности, то есть могут быть легко досушены отработанными газами котлов. Для "Электропередачи" это чрезвычайно важно и интересно, так как самая добыча гидроторфа могла бы идти не 3 месяца, как теперь, а 6-7 месяцев. А зимою из аккумуляторов, заполненных осенью, можно было бы получать жидкую массу из-под льда и вырабатывать отжатые кирпичи, то есть процесс шел бы круглый год. При этом торфодобывание совершенно утратило бы сезонный кустарный характер и перешло бы в крупное машинное производство.

За три недели до моего приезда на этом заводе была большая комиссия от Баварского Правительства, которая с немецкой основательностью все проверила и подсчитала и настолько убедилась в целесообразности такого устройства, что первый такой завод будет теперь заказан Баварским Правительством. Это очень характерно, что инициативу в новом деле берет на себя правительство - частный капитал в Германии совершенно инертен, благодаря неуверенности в том, что Антанта не отберет платежи в свою пользу.

Мое предложение состоит в том, чтобы немедленно заказать такой завод для отжатия торфа во всех отношениях аналогичный баварскому и по тем же ценам. Сегодня я получу точные условия заказа, цены, сроки и очень прошу Вас, Андрей Матвеевич, сообщить обо всем Владимиру Ильичу с тем, чтобы была ассигнована и переведена в определенный банк сумма, соответствующая стоимости заказа, причем 50% будет выдано фирме при заказе, а остальное при готовности к отправке. Недостаточно просто ассигновать эту сумму и передать это дело здешней торговой делегации, а необходимо принять меры к тому, чтобы эта сумма фактически была переведена сюда. Я на собственном опыте убедился, что из простого ассигнования ничего не выходит, и если бы не активное содействие Л.Б. Красина в смысле обеспечения Гидроторфа необходимой наличностью, я не смог бы заказать ни одной машины. Гарантией того, что мы не переплатим лишнего, является тождественность наших цен и условий с ценами, принятыми Баварским Правительством. Сами машины будет делать "Крупп", что гарантирует их высокое качество. После моего отъезда наблюдение за исполнением заказа мог бы взять на себя В.В. Старков. Мне предстоит осмотреть еще одну машину в Магдебурге на заводе Вольф, которую, может быть, тоже нужно будет заказать, как переходную от нашего жидкого гидроторфа к пластичному торфу, который нужен для пресса "Мадрук", но эта машина недорогая и может явиться дополнением к заказу на завод для отжатия.

Кроме завода для отжатия необходимо еще заказать там же завод для выработки торфяной пыли для непосредственного сожигания под котлами. Все существующие в России торфяные топки плохи, и решение вопроса заключается именно в сожигании торфяной пыли. Я работал с торфяной пылью в Москве, получил блестящие результаты, но работы пришлось бросить, так как не было машин для выработки пыли и досушивания торфа, а кроме того теперь здесь выработаны очень простые форсунки для торфяной мелочи, которые ранее нам не были известны. Копию этого письма я посылаю Л.Б. Красину в Лондон и думаю, что лучше всего было бы, если бы заказ был выдан им, а на мне лежала бы техническая часть. Вторую копию я прошу передать Главторфу. Несомненно, что у Главторфа возникает целый ряд вопросов, как технического, так и экономического характера, но было бы большой ошибкой задерживать из-за этого выдачу заказа. Слишком важно для России перейти к массовому, притом машинному торфодобыванию, и тут никакие затраты не могут играть роли. Сметы сейчас получены, но придется еще переделать их применительно к условиям "Электропередачи", то есть к использованию для досушивания кирпичей отработанных газов паровых котлов.

Общая сумма для завода "Мадрук" производительностью около 500 тонн (30 000 пудов) в сутки кирпичей в 60% влажности (требующих досушки для сожигания под котлами) около 15,5 миллионов германских марок.

Стоимость завода для выработки торфяной пыли около 3,5 миллионов марок. Понадобятся еще сушильные барабаны, и я считаю, что общая стоимость завода составит около 21-22 миллионов германских марок. Очень прошу Вас, Андрей Матвеевич, сообщить по телеграфу, нужно ли заканчивать это дело или бросить.

3) Мне осталось еще ознакомиться с целым рядом электротехнических деталей и, кроме того, я должен совместно с конструкторами установить тип и детали крана на гусеничном ходу для Гидроторфа, чего я не успел сделать за обилием черновой работы по заказам.

С совершенным уважением Р.Э. Классон

P.S. Доклад с одной копией я посылаю через Ревель, а другую через Берлин на случай потери.

P.S. P.S. Срок исполнения завода "Madruck" - 8 месяцев со дня заказа. РГАЭ, ф. 758

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»