Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рязанов Ф.А. - начало работы в электроэнергетике 1914

<...> Летом 1914 г. знакомый инженер устроил меня на практику на высоковольтную Измайловскую подстанцию через Г.М. Кржижановского , который был в то время коммерческим директором электростанции "Электропередача" - ныне им. Р.Э. Классона. Работа на подстанции в качестве техника-практиканта дала мне очень много. Впервые в России монтировалась установка на напряжение 70 кв. Все оборудование поступало от заграничных фирм - главным образом от Сименса. Высоковольтный трансформатор собирал немецкий фирменный монтер, все же распределительное устройство монтировалось русскими работниками: установка на 70 кв - присланными со станции "Электропередача" монтерами и слесарями, установка на 6 кв - работниками московской кабельной сети.

Там я познакомился с А.В. Винтером , который был заведующим станции "Электропередача" и руководил строительством воздушной линии 70 кв, а также установки напряжением 70 кв. на подстанции. Из Москвы приезжали на подстанцию директора и другие руководители О-ва 1886 г.: Классон , Буссе , Швальбах . Как-то приехал В.Д. Кирпичников , который был в то время заведующим московской электростанцией. После того, как он осмотрел подстанцию и уехал, старый работник кабельной сети "дядя Ваня" (как его все звали), который по старости не мог уже работать и жил на подстанции в качестве сторожа, сказал про Кирпичникова: "это орел - он сразу все заметит". Непосредственно ответственным лицом за установку *напряжением+ 6 кв являлся заведующий районом кабельной сети А.А. Сафонцев , который раза два в неделю приезжал на подстанцию и разрешал все возникающие технические вопросы. Почти всегда его сопровождал П.Г. Смидович , который был его помощником. Меня очень удивляло то обстоятельство, что П.Г. Смидович не участвовал вместе с А.А. Сафонцевым в разрешении технических вопросов, а, как правило, устраивался неподалеку от подстанции на траве вместе с двумя-тремя монтерами кабельной сети и, покуривая, мирно с ними беседовал. Лишь один раз, когда Сафонцев разрешал на месте вопрос, как рациональнее провести при пересечении три фазы сборных шин, в связи с тем, что на чертежах это было неясно показано, он попросил позвать для консультации Смидовича. Тот пришел и после ознакомления с вопросом предложил наиболее хороший вариант, который и был принят. Лишь в 1917 г. я узнал, что П.Г. Смидович был партийным работником и понял, что на Измайловской подстанции он беседовал на политические темы с монтерами- большевиками. Осенью приезжали ко мне на подстанцию ознакомиться с высоковольтной аппаратурой и установкой профессора МВТУ К.А. Круг и К.И. Шенфер .

Поразил меня следующий случай. Близ ввода высоковольтной воздушной линии на подстанцию стояла большая красивая сосна, которая по проекту не подлежала удалению, но вызывала опасение в возможности замыкания проводов при сильном ветре. Зная, что Р.Э. Классон очень любил природу и не терпел, чтобы без достаточных оснований губили деревья, доложили ему об этом, и он приехал на подстанцию специально для разрешения этого вопроса.

Далее Ф.А. Рязанов описывал эксцесс со своим попаданием под напряжение 6 кв. Он, слава Богу остался жив, хотя и был без сознания минут двадцать - возможно от падения с бетонной перегородки на пол и болевого шока. "Оказалось, что в ячейке масляного выключателя было напряжение от Москвы, а мне сказали перед этим, что ток был выключен. Об этом случае я никому не говорил, чтобы не испортить свою репутацию электрика. Лишь спустя двенадцать лет, когда я уже был заведующим первой московской электростанцией, я рассказал об этом А.А. Сафонцеву?.

<...>Так как материальное положение семьи продолжало оставаться очень тяжелым и мне приходилось помогать семье, я принял предложение В.Д. Кирпичникова ехать на станцию "Электропередача", чтобы под его руководством проводить испытания и наладку котлов. Там я работал до весны 1915 г. с краткими перерывами для сдачи проектов и экзаменов.

Кирпичников приезжал по 3-4 раза в месяц на один-два дня. Помимо испытаний котлов я ежедневно заполнял суточную ведомость работы станции, определял на основании ведомостей дежурных кочегаров, машинистов и дежурных на щите коэффициенты полезного действия котельной, машинного зала и всей станции. Обработка проводилась по образцу хорошо поставленной технической отчетности первой московской станции.

Когда я приносил заполненную суточную ведомость заведующему станцией А.В. Винтеру, обычно он был очень недоволен большим удельным расходом топлива, значительно превышавшим проектные величины.

Однажды в холодный зимний день на высоковольтной воздушной линии случилась авария. Были мобилизованы все техники, и я в том числе, на поиски мест аварии. Вся линия была разделена на участки. Каждый должен был пройти свой участок вдоль высоко-вольтной линии пешком, так как проехать зимой там было невозможно. На лошади подъезжали к заранее определенному месту и далее проходили по линии до следующего заранее обусловленного пункта, где ждала лошадь.

Далее Ф.А. Рязанов описывал свой поздний обед в гостинице поселка "Электропередачи", где он встретил заведующего снабжением Д.С. Свенчанского - по-видимому отца Семена Даниловича , будущего мужа Т.Р. Классон .

Ссылки:

  • Из воспоминаний инженера-энергетика Ф.А. Рязанова, 1971 г.
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»