|
|||
|
Доклад Р.Э. Классона "О заводе искусственного обезвоживания гидроторфа", янарь 1925г
Цель завода - создать условия для непрерывного производства торфа в течение почти круглого года (за исключением двух-трех зимних месяцев), а если удастся технически осуществить, то и в течение всего года. В настоящее время торфяная добыча оборачивает свой капитал один раз в течение года. Это вместе с коротким, 2-х-месячным сезоном, удорожает торф и умаляет его значение, которое он мог бы иметь, как важнейшее топливо центрального и северного района. При заводе оборот капитала чрезвычайно быстрый и приближается к идеальнейшему производству - к "булочной", в которой оборотный капитал ежедневно возобновляется. Завод может так же ежедневно подавать счета на отпущенный накануне торф. Добыча торфа при гидравлическом способе добывания вполне механизирована и при условии снабжения каждого торфососного крана двумя пеньевыми кранами (новая схема) может идти совершенно безостановочно в течение восьми-девяти месяцев. Никаких технических препятствий для работы в это время нет. Утеплить краны очень легко. Проложить массопроводы и водопроводы под торфом также вполне возможно. Единственное требование - это не прерывать зимой производства, чтобы не давать замерзать трубам. Другое решение заключается в заготовке осенью гидромассы на всю зиму. Самая добыча торфа чрезвычайно дешева без разлива и сушки и составляет всего лишь около 3 коп. на пуд, считая амортизацию, электрическую энергию и проч. Если считать, что на сушильный процесс и механизмы завода будет израсходована третья часть получаемого торфа, то это повысит стоимость готового торфа только до 4 коп., т.е. величины совершенно незначительной. Цифра 33% затрат на механизмы и сушку вполне соответствует аналогичным расходам по брикетированию бурого угля и близко подходит к собственному расходу Донецкого бассейна. Подробные расчеты, произведенные нами при существующем оборудовании, показывают, что 33% . цифра, взятая с запасом. На эту стоимость торфа в 4 коп. ложится добавочная амортизация завода, и в этой последней цифре, конечно, заключается условие экономичности всего процесса. Сейчас этих цифр еще подсчитать нельзя, т.к. завод находится в непрерывном процессе изменений и усовершенствований. И только тогда, когда этот процесс замедлится, можно будет подсчитать цифры для второго, уже не опытного, а промышленного завода. Весь вопрос, конечно, в размере оборота, в знаменателе, т.е. в количестве пудов, которое будет выпускать завод. Как бы ни было дорого оборудование, оно не играет решающей роли, если только оборот велик. Недавно был приведен подсчет в крупнейшем немецком журнале VDI, что автомобильные фабрики в Европе оборачивают свой капитал три раза в год, а Форд оборачивает капитал около пятидесяти раз в год. При этих условиях Форд может затрачивать основной капитал в совершенно безграничном размере, т.к. все эти расходы ложатся лишь небольшой величиной на единицу его огромной продукции. Так же обстоит дело с нашим заводом: если оборот его в течение года будет велик, то можно ставить самые дорогие и сложные машины, конечно, очень производительные. Завод должен быть так поставлен, чтобы он не был безусловно зависим от районной станции, которая снабжает его отработанными газами, но чтобы он мог быть построен в любом месте с собственным топливным и электрическим оборудованием. Наиболее целесообразное решение заключается в соединении завода с электрической станцией, которая отпускает энергию обязательно в общую сеть районных станций. Я употребил слово "обязательно" потому, что завод должен работать совершенно равномерно, и отпуск электрической энергии также должен быть совершенно равномерным. Поэтому самостоятельной станции строить при заводе не следует. Она должна вливать избыток своей энергии в сеть районных станций, которые охотно примут эту энергию, т.к. ее можно отпускать по чрезвычайно дешевой цене. Производство завода самоокупается, и электрическая энергия является добавочным доходом. Такая электрическая станция представляет наиболее простой тип электрической станции, т.к. она состоит только из котлов и простейшей турбины с противодавлением (с одним лишь диском), пар из которой поступает в сушилки. Никаких водоснабжений, конденсаторов, экономайзеров и пр. такая станция не имеет. Она является идеалом простоты и дешевизны. Но соотношение между отпуском электрической энергии и отпуском брикетов (порошка) не может произвольно меняться. И это соотношение довольно определенное, а именно, завод-станция производит для продажи в виде брикетов раза в четыре больше топлива, чем сама станция потребляет на производство электрической энергии. Таким образом, это скорее завод, чем станция, но и как станция он представляет большой интерес благодаря возможности отпускать постоянное количество энергии по исключительно дешевой цене. Переходим к описанию самого завода. Все попытки, делавшиеся в течение последних десятков лет, отжимать торф искусственно, механическим способом, потерпели неудачу вследствие коллоидальной природы торфа. Единственный способ, который технически давал блестящие результаты, был способ Экенберга, который состоял в нагреве торфа до 160-200. при соответственно большом давлении (19-15 атм). Разрушение коллоидов было полное, но применение высокого давления и высоких температур делало этот способ экономически безнадежным. Наш завод основан на разрушении коллоидов химическим путем. Попытки в этом направлении также делались много лет тому назад, но только открытие проф. Стадниковым эффекта от раствора коллоидальной окиси железа дало возможность поставить этот вопрос на практическую почву. Гидромасса, добытая на болоте, по трубопроводу непрерывно подается на завод, в аккумулятор. Из аккумулятора она в определенной пропорции поступает в смеситель, где смешивается с химическим раствором, коллоиды створаживаются. Эта очень разжиженная масса, содержащая всего лишь около 3% сухого вещества, проходит первые простейшие машины по обезвоживанию. Это длинный, вращающийся, сетчатый барабан с сечением в виде звезды, в верхний конец которого входит жидкая масса. Благодаря вращению барабана она отдает свою воду через сетки и выходит в той же консистенции, какую имела гидромасса, поступившая с болота, т.е. влажность 97-97,5% понижается до 94-95%. На этот процесс требуется несколько минут, и масса поступает уже в виде густой каши в машины второй стадии, наилучшей из которых оказался фильтр Вольфа . Это горизонтально вращающийся барабан, разделенный на секторы, который при помощи вакуума наматывает на себя слой гидромассы. Последняя при вращении барабана, опять-таки под действием вакуума, обезвоживается до 85-84% влажности. Эта масса сходит с фильтра в виде влажного на ощупь ремня, вроде грубого солдатского ремня. Эта обезвоженная и пластичная масса транспортером передается на волчки, где она разрывается, или же - на специальные вальцы, где она прокатывается в длинные тонкие цилиндры (вроде карандашей). Этот пластичный торф обладает свойством под давлением лезть через мельчайшие щели и, чтобы лишить его этой способности и, так сказать, "иммобилизовать" его, необходимо посыпать его мелким торфяным порошком с поверхности, а затем, не перемешивая, направить в пресс. В прессе фирмы Мадрук торф дожимается до влажности 60-65%, и дальнейшее механическое отжатие его уже невозможно на нашем прессе. Новые прессы Мадрук, усовершенствованные, отжимают торф до 55% благодаря более совершенной фильтрующей поверхности. Дальнейшее механическое отжатие вообще невозможно, и торф, имеющий 60-65% влажности, должен быть досушен в сушилках. Эти сушилки работают или паром от электрической станции или отработанными газами. Правильнее соединять то и другое, и тогда получается полная утилизация топлива станции. Все тепло превращается или в пар или в газы, и следить за КПД котлов почти нет надобности, т.к. безразлично, которая из сушилок будет утилизировать тепло. На этой полной утилизации отработанного тепла и основывается выгодность как завода, так и, в частности, его электрической станции. Московская станция в нынешнем виде потребляет на киловатт-час 6 000 - 7000 килокалорий. Шатурская станция, снабжаемая новейшими машинами, будет потреблять приблизительно 4 500 килокалорий, а машина с отработанным паром, несмотря на большое количество пара, потребляет на себя только 1 000 килокалорий на киловатт-час, если принять во внимание, что теплота всего пара, выходящего из нее, будет использована для сушки топлива.
В сушилки торф поступает в раздробленном виде, в виде крупно-зернистого порошка, досушивается там до 15%, приблизительно, влажности и затем поступает или в брикетный пресс или в виде порошка на близлежащую районную станцию. Конечно, собственные котлы завода-станции отапливаются порошком. Как видно, весь процесс чрезвычайно прост. Вся задача состоит в том, чтобы подобрать машины с большой производительностью, т.е. иметь производительные машины во второй и третьей стадии обезвоживания (фильтр Вольфа и пресс Мадрук). Первая стадия обезвоживания вполне совершенна. Новый фильтр Вольфа гораздо производительнее прежних, и, кроме того, мы выяснили, что торф нельзя растирать, а надо гидромассу подавать по возможности менее переработанной, тогда производительность фильтра чрезвычайно возрастает. В этом направлении идет непрерывная работа. Одновременно мы строим ряд машин, которые должны конкурировать с прессом Мадрук и отжимать торф в тонких лентах. Тогда это возможно будет без примеси порошка. Как только производительность этих двух машин будет доведена до сравнительно высокого уровня, экономичность завода будет обеспечена, и тогда можно будет приступить к сооружению второго, уже промышленного завода. Завод будет требовать лишь ничтожное количество людей, т.к. передача торфяной массы происходит или по трубам или лентам и будет идти почти автоматически. Мы, работающие над этим заводом, глубоко убеждены, что в ближайшие же годы удастся доказать высокую экономичность завода. Технически уже сейчас задача вполне разрешена, т.к. торф, добытый в ноябре, при морозах, на болоте, через полтора часа превращался в сухой порошок, горящий как нефть в форсунках. Работа идет медленно, т.к. все время приходится считаться с материальными затруднениями. Завод иногда целыми неделями бездействует из-за несвоевременной выдачи денег. Естественно, возникает вопрос, почему же искусственное обезвоживание торфа должно удаться нам после того, как в течение многих лет все попытки в этом направлении оказались безрезультатными? Мы считаем, что на нашей стороне следующие преимущества: 1) чрезвычайно дешевая добыча торфа гидравлическим способом, а также дешевая доставка по трубам на завод; 2) применение не только механического, но и химического воздействия на торф; 3) особенность коллоидального раствора окиси железа, впервые применяемо-го нами и оказывающего на гидромассу, а не на торфсырец, исключительное воздействие; 4) многолетняя работа над торфом дала нашему содружеству, соединяющему в себе химиков, механиков и электриков, содружеству, которое в сумме стоит на высоте современной техники, возможность глубже вникнуть в природу торфа, чем это до сих пор делалось; 5) применение впервые целого ряда машин, составляющих нашу собственную конструкцию; 6) возможность получения крупнозернистого порошка, очень пригодного для сушки непосредственно в самом процессе производства, тогда как все другие способы, не применяющие гидроторфа, должны дробить и перемалывать крупные куски торфа, что является дорогой операцией. Этой операции мы совершенно избегаем и перерабатываем материал (торф) именно в том виде, в котором он наиболее поддается механическому и химическому воздействию. Несомненно, что работа "Гидроторфа" не остановится на решении задачи искусственного обезвоживания торфа и что завод будет не только окупаться, но и давать большой доход, когда с ним будет соединено облагораживание торфа, т.е. превращение полученного продукта в полукокс, масла и бензин. Стоимость этих продуктов настолько велика, что они дают возможность затратить очень большие средства на оборудование завода, и все же все это окупилось бы дорогими полученными материалами. К сожалению, на это сейчас надежд мало. Вопросы Водогинский. Какой выход торфа нетто, за вычетом всех потерь по пути торфа при этой обработке и затем расход торфа на энергию, пар и т.д.? Это весьма существенно, хотя бы принимая во внимание те запасы торфа, которые имеются. Во что должен обойтись пуд брикетов, пуд порошка, опять-таки интересует нетто? Какие вещества уносит с собой вода, которая употребляется здесь? Можно ли снабдить этой водой станцию и нет ли каких-нибудь загрязнений, которые бы мешали этому? Рамзин. Я хотел спросить относительно выхода смолы и бензина. Раменский. Сушка торфа при станции . это, понятно, отходящими газами. А если эмансипировать гидроторф, как тогда сушить и сколько это будет стоить? Докладчик. Я крайне неохотно соглашаюсь говорить относительно экономической стороны завода по обезвоживанию, по очень простой причине - сейчас все машины находятся еще в стадии разработки, ничего твердо установившегося и вполне законченного еще нет. Позвольте иллюстрировать это указанием на фильтр Вольфа , одну из главнейших наших машин. В течение октября 1924 г. мы выяснили, что производительность этой машины сильно повышается, если наш торф, добытый гидравлическим способом, не перетирать и не перерабатывать, как это необходимо делать для торфа воздушной сушки. Что хорошо там, при воздушной сушке, то плохо здесь, на заводе. Чем меньше торф перетерт, тем больше производительность машины повышается. Оказалось, что если торф не будет вовсе перетерт, то производительность фильтра Вольфа возрастает почти в три раза. Поэтому, если бы меня в сентябре спросили, сколько стоит получение массы с фильтра Вольфа, то я назвал бы одни цифры, а в октябре - в три раза меньшие. В том же октябре был поставлен сетчатый барабан. До этого работал сетчатый элеватор, который обезвоживал гидромассу недостаточно. Напротив, барабан дал сразу такое сильное обезвоживание, что его пришлось даже укоротить, т.к. получалась слишком густая масса. Таким образом, мы все время находимся в стадии опытов. Некоторые машины мы изменяем, другие совсем заменяем новыми, и привести данные, сколько стоит при этих условиях производство, мы, конечно, не можем и пока этим не интересуемся. Мы будем интересоваться этим вопросом тогда, когда завод будет технически вполне разработан. Что касается вообще КПД завода по обезвоживанию, то этот вопрос нами разрабатывался. Мы сносились по этому поводу с заграничными инженерами, работающими в том направлении, что и мы, на заводе Мадрука, и мы считаем, что КПД такого завода будет около 70%. Т.е. 30% добытого торфа будет тратиться на процессы химические, тепловые и на моторную энергию. Конечно, эта цифра не окончательная. Теперь это 30%, через год она, может быть будет меньше. Но даже если бы цифра 30% осталась постоянной, то все равно в этой цифре ничего страшного нет. Я напомню, что в Донецком районе собственный расход в последние годы превышал 30% и близкую к этой цифре давало и нефтяное хозяйство. В течение семи лет я работал в Баку, близко знаю нефтяную промышленность. И там трата на собственные нужды в то время составляла очень крупный процент, не менее вышеуказанного. Между тем, у нас дело только что начинается, а на нефти и угле работают уже десятки лет. Таким образом, я могу ответить относительно процента собственного расхода на нужды завода, но сейчас не могу сказать, что будет стоить производство. Самое производство гидравлического торфа, если исключить из него сушку и взять чистую работу, чрезвычайно дешевая операция. Таким образом, исходный продукт наш будет дешев. Если бы мы даже половину такого дешевого продукта израсходовали бы на производство, то все же это не составит большой величины. Если добыча будет стоить 2-3 коп. за пуд, то с переработкой на заводе она обойдется в 4 с небольшим коп. В этом пока ничего страшного нет.
Но к этим 4 коп. надо прибавить расходы завода: проценты на амортизацию и на затраченный капитал. Мы считаем вполне возможным ставить даже очень дорогие машины, лишь бы была высока их производительность. Я приведу пример из автомобильной промышленности: в Германии автомобильная промышленность оборачивает свой капитал три раза в течение года, а Форд оборачивает свой капитал пятьдесят раз в год. Благодаря этому Форд может ставить самое дорогое оборудование, и все же при большом обороте оно окупается, и производство его дешевле всякого другого. Наш пресс Мадрук, на который всегда указывают, как на дорогую машину, в данном частном случае обошелся очень дешево, т.к. мы его купили во время обесценения денег в Германии, и он обошелся дешевле лома чугуна и стали в России. Но даже если бы машина была дорога, но производительность ее велика, постановка такой машины была бы вполне целесообразна. Большинство машин на заводе дешево, кроме большого пресса и отчасти фильтра Вольфа. Мы сейчас работаем над заменой этих машин своими собственными машинами и над увеличением их производительности. Что касается выхода смолы и бензина, то это не моя область; я не химик и точные данные дать затрудняюсь, но помню, что по лабораторным данным выход бензина составляет около 3% от сухого торфа. Н.Н. Гаврилов. Относительно выхода смолы и других продуктов из торфа могу сказать я. Трудно, конечно, говорить о проценте выхода, потому что ясно, что выход зависит от состава органической массы, но при обыкновенной добыче торфа получается около 9% смолы от абсолютно сухой массы. Если же обрабатывать торф, как это делает Гидроторф, коллоидальной окисью железа на заводе, то выход сильно повышается. Но совершенно точно установить количественную сторону не удалось за отсутствием подходящей аппаратуры. Мы имели обычно 13% смолы и один раз мы получили 15% от сухого торфа. Что касается бензина, то выход его составлял от 10 до 20% от количества смолы. Докладчик. Здесь был поставлен вопрос проф. Меншиковым о том, считаем ли мы оборудование законченным и в достаточной степени усовершенствованным. На это я отвечу - конечно, нет. Мы все время работаем, каждый день приносит новые данные. Торф вообще чрезвычайно капризное вещество, характера которого никто не знает в достаточной степени. Но мы считаем, что, работая над этим несколько лет, мы глубже других проникли в природу торфа. Торф чрезвычайно сложное вещество, и никто в достаточной степени не знает его свойств. Случалось, что мы в лаборатории производили опыты, на основании этих опытов строили машины, но машины благодаря большому масштабу не давали тех результатов, которые получались в лаборатории, и приходилось переделывать машины. Целый ряд свойств торфа только теперь нами выясняется. В зависимости от этих свойств и тех знаний, которые мы приобретаем в течение нашей работы, меняются наши взгляды, меняются машины. Сейчас наше ознакомление с торфом пошло быстрее, и мы надеемся, что новые машины будут лучше соответствовать своему назначению. Здесь также был поставлен вопрос относительно производительности торфососов. Я на это отвечу, что один торфосос в этом году будет работать по так называемой "новой схеме" на Электропередаче и такие же опыты будут производиться на Чернораменском болоте близ Н.-Новгорода. Производительность торфососа, при этой новой схеме работающего с двумя пеньевыми кранами, очень сильно повышается, в чем мы убедились в октябре 1924 года. Мы считаем, что при заводе торфосос будет работать в течение девяти месяцев, а, может быть, удастся работать и круглый год. При этих условиях основной капитал, вложенный в торфодобычу, будет очень мал, т.к. один торфосос, работая девять или более месяцев, даст очень большое количество торфа. Что касается воды, то завод является самодовлеющим. У него положительный водяной баланс. Он из торфа-сырца выжимает часть заключенной в нем воды, так что он не только не нуждается в воде, но даже может ее отдавать. В воде, выходящей с завода, содержится незначительное количество взвешенных частиц, причем количество это тем больше, чем больше перетерт торф. Для воздушной сушки мы тщательно перетирали торф, поэтому все механизмы завода некоторое время работали с перетертым торфом. Теперь мы ставим новые механизмы, задача которых бережно доставлять торф на завод, совершенно не перетирая и не разминая его. При фильтрации коагулированной массы в первое время, при перетертом торфе, получалась очень коричневая вода. Теперь же, при применении массы не перетертой, фильтрация проходит очень хорошо и вода получается почти чистой. Так что мы теперь не боимся потерь вещества и думаем, что на заводе отходящая вода может быть вполне очищена и утилизирована. Мне задали вопрос, каким образом производить сушку на заводе, если при заводе нет станции. Я считаю, что соседство завода и электрической станции дело случайное. Конечно, если есть станция по соседству, то это хорошо, можно использовать ее отработанные газы и пар. Но если станции поблизости нет, то завод должен ставить собственные котлы и машины и производить нужную тепловую и электрическую энергию. Расход на это входит в вышеупомянутые мною 30% собственного потребления. Прения Водогинский. Способ добывания торфа, который предлагается инж. Классон и его содружеством, чрезвычайно интересный, но, тем не менее, все то, что нам говорили, показывает, что работа находится еще в стадии разработки. Все то, что мы видим, большая лаборатория, а не завод. Нас, работающих в промышленности, раньше всего и прежде всего интересует стоимость продукта. Без ответа на этот вопрос мы не можем с уверенностью сказать, что способ инж. Классон будет конкурировать с теми способами, к которым мы привыкли и относительно которых мы имеем вполне определенные экономические данные. Я считаю, что Съезд должен одобрить и поддержать ту мысль, которую высказал инж, Классон, но тем не менее окончательное решение об этом вопросе сейчас принять невозможно. Съезд должен указать, что этот вопрос нужно в дальнейшем проработать, для чего необходимо отпустить необходимые средства. Вместе с тем Съезд должен обратиться к содружеству с просьбой, чтобы оно на следующем Съезде не отказалось предоставить материал по этому вопросу. Кроме того, нас интересует вопрос о добывании порошка. Еще серьезный вопрос о добывании бензина. Бензин будет играть весьма серьезную роль и в транспорте, и в авиации, поэтому Съезд должен отметить его ярко в особой резолюции. Рамзин. По поводу заслушанного доклада можно сделать общие замечания, потому что доклад носил общий характер. Относительно существующего завода можно заранее сказать, что завод не может работать с таким количеством таких сложных машин. Необходимо вести работу в направлении уменьшения дорогостоящих механизмов, потому что иначе капитализация ляжет высоким накладным расходом. По той калькуляции, которая была сделана, выходило, что себестоимость торфа при таком оборудовании обойдется в 12 коп. Я считаю, что эта стоимость торфа очень низка, что в действительности торф будет стоить значительно дороже. Поэтому с такой аппаратурой работать дальше нельзя, потому что необходимо во что бы то ни стало удешевить стоимость торфа, который является грубым и простым материалом и не выдерживает тонкого и дорогого оборудования. Что касается выделения воды при помощи того способа, который здесь излагается, то это вполне правильный путь, но опять-таки его необходимо удешевить. Никто в мире кроме Гидроторфа не рискнул заказать такой мастодонт, каким является этот механизм. Поэтому Гидроторфу нечего обижаться, что он не имеет средств. Наоборот, никто так не раскошелился как Гидроторф.
На оборудование гидроторфа ушло более 1 миллиона руб., следовательно, опыты были поставлены в достаточно широком масштабе. Съезд не может в своей резолюции указать относительно отпуска средств, потому что он сам денег не дает. Вообще подобного рода резолюции нужно выносить с большой осторожностью. Я лично считаю, что в это дело вложены весьма значительные суммы, так что опыты велись далеко не нищенски. С другой стороны, слышатся возражения по поводу дальнейшей работы по сухой перегонке. Конечно опыт необходимо продолжать, но нужно сначала подсчитать во что все это обойдется. Государственные деньги нельзя тратить вслепую. Нужно иметь уверенность в том, что хотя бы на 5% ваше дело осуществится. Так расходуют деньги все государственные организации, так должны работать инженеры. И вот мне кажется с этой точки зрения перспективы по части торфа весьма сомнительны. Возьмите аппаратуру для сухой перегонки с использованием побочных продуктов. Эта аппаратура обойдется очень дорого. Одна капитализация на 1 пуд готовой продукции ляжет не меньше 50-80 коп., а может быть и в рубль, если правильно считать. При этом же получается ничтожный выход смолы - 13% из торфа. Гораздо большее ко-личество можно получать самым простым способом. Мы из угля получаем гораздо большее количество смолы, и если мне предлагают путем переработки торфа получить 13% смолы, то я заявляю, что это дело совершенно безнадежное. При таких цифрах, поскольку в лаборатории получается такой ничтожный эффект, переносить вопрос в промышленную обстановку рано, надо поработать в лаборатории, получить более значительные цифры и только тогда мы должны переносить этот вопрос в промышленность. Несмотря на то, что сейчас бензин имеет большое применение, не знаю, каково будет положение через пять лет. Я думаю, что размер и конъюнктура бензина из года в год падает и будет падать, потому что с легких двигателей переходят на более тяжелые, и стоимость бензина будет понижаться из года в год. Поэтому рассчитывать для бензина на длительную конъюнктуру по 2 руб. за пуд конечно не приходится, нужно вести расчеты в более спокойной обстановке. Тем более что нефтяная промышленность дает большое количество бензина, более дешевым способом. Идти на ту же переработку торфа не стоит. Что касается сушки, то имеется два типа: термопресс и сушка простым тепловым способом. Неизвестно, что окажется более рентабельным: громадная цепь дорогих механизмов или более простой способ. Поэтому в этом направлении приходится еще подумать. Конечно задача механического способа - задача важная, нужно о ней подумать. Цейтлин . Я хотел обратить внимание на выход смолы. Мне недавно пришлось вернуться с двух сланце-перегонных заводов. Как известно, торф дает больший выход кокса и меньший выход золы по сравнению со сланцем. Сейчас сильно повышен выход смолы, многое улучшено, на новом заводе получается 13% смолы из безводного сланца. Я сомневаюсь, чтобы из торфа можно было бы получить 13% смолы. Председатель. Вопрос относительно рентабельности хорошо осветил проф. Рамзин. Но я думал бы, что несколько следовало бы уточнить это определение, наше отношение к этому делу. Ни в коем случае недопустимо, чтобы инженер делал какие бы то ни было опыты без расчета. Докладчик говорит, что он не мог сделать подсчеты для большой промышленности. Это правильно, т.к. нет больших заводов. Опытный завод не может сделать подсчет, соответствующий большой промышленности. Я распространяться об этом не буду, потому что если только работали над этим трудным вопросом отделения воды и до сих пор успеха не получилось, то это только потому, что практически все эти предположения не так разрешались: в принципе многие способы оправдывались лабораторными методами, но фактически они не были осуществлены. О практической стороне, я думаю, вопреки докладчику, нужно совершенно точно сказать, что подсчет приблизительной стоимости будущих продуктов сделать можно и нужно. Второе, относительно химических вопросов. Здесь мы слышали, что коагуляция производится коллоидальной окисью железа. Мы не слышали, в какой мере, и не знаем, во что это обойдется. Задача чрезвычайно интересная. Никто не упомянул о сжигании пыли. В 1902 г. практически осуществлялись способы отопления паровозов пылью торфа в Швеции в довольно значительном масштабе. Меня возили на паровозе, который отапливался этой пылью. Следя за тем, как производилось это дело, было решено, что нужно подождать. Конечно это дело пойдет и теперь. Мы слышали, что фабрики, изготовляющие эту пыль, стоят. Следовательно дело не такое простое. Докладчик (заключительное слово). Конечно я знаю все эти опыты в Швеции, которые упоминал председатель. Но то, что делалось в Швеции, было явной нелепостью: они получали обычным способом торфяные кирпичи, затем размалывали их в порошок и сжигали. Это то же самое, что никелировать золотые часы. Это было невыгодной операцией. На заводе же порошок получается в процессе самой операции и для брикетирования он не перемалывается. Если бы мы те брикеты, которые здесь лежат, прессовали из перемолотого порошка, то они были бы глянцевитыми. Но это невыгодно, и мы уверены в том, что достигнем глянцевитости при нашем не перемолотом порошке. Я видел, как в Швеции добывают торф, сушат его и потом растирают в порошок. Конечно такой процесс не может быть экономически выгодным. Тут было сказано, что нельзя работать вслепую. Мы не считаем, что мы работаем вслепую, но существует большое противоречие между инженерной и профессорской точкой зрения. Я стою на чисто инженерной точке зрения, а не на профессорской. И даже если бы какая-нибудь комиссия и вычислила, сколько в данное время стоит торф, то для меня это не будет иметь никакого значения, т.к. я буду руководствоваться в своей работе толь-ко своим инженерным чутьем. У меня 33 года инженерного стажа, и я больше верю своему чутью, чем десяти комиссиям. Никакие комиссии мне не могут доказать того, что мне кажется неправильным и наоборот. И бухгалтерия в данное время тоже ничего не может доказать, ввиду того, что завод находится в процессе созидания. Я приведу пример и вновь вернусь к фильтру Вольфа. Когда машина эта впервые была поставлена, то оказалось по ее производительности, что для пресса Мадрук надо поставить 11 таких фильтров. Это убило бы экономичность завода. Прошло три месяца, мы работали над машиной, и новые подсчеты дали, что нужно только уже шесть фильтров, а сейчас мы считаем, что можно ограничиться тремя фильтрами. Вот почему, говорю я, необходима дальнейшая работа, и надо ставить новые машины и не жалеть на это денег ввиду важности торфа как топлива. Что касается того мастодонта, о котором шла речь, то я должен сказать, что мастодонт этот - пресс Мадрук стоит очень дешево, и я считаю его выгодной машиной. Правда, когда он строился, это была первая машина, имеющая конечно, как всякая первая машина, недостатки, но нами она куплена за бесценок, и если продать ее сейчас в лом, то вся ее стоимость вернулась бы. Конечно мы будем на нем работать, а машина тем временем усовершенствуется. И теперь уже построена вторая машина (гораздо более совершенная, при меньшем весе и диаметре в 9 м, вместо двенадцати наших) тем же заводом для баварской установки. Баварцы долго ждали результатов нашей работы, но т.к. у нас работа подвигалась медленно, то завод построил вторую машину. И сейчас за границей строится конкурентный нам завод, правда, основанный не на принципе гидроторфа и коагуляции, но все же применяющий тот же пресс Мадрук. Ясно, что там более благоприятные условия для постройки завода, и я боюсь, что они нас обгонят. Я не вижу препятствий к постановке дорогих машин. Важно только, чтобы эти машины себя окупали, абсолютная же стоимость их никакого значения не имеет. Есть очень доро-гие машины, которые очень хорошо окупаются. Что же касается сложности завода, то с этим я не могу согласиться. Мне он кажется очень простым, и все механизмы в нем с каждым днем упрощаются. Сейчас на заводе торф проходит через три машины для обезвоживания. Первая стадия обезвоживания - сетчатые элеваторы и барабаны, они стоят гроши, и эксплуатация их так же стоит гроши. Вообще нам не жаль тратить ни механическую, ни электрическую энергию. Гораздо большую стоимость представляет тепловая энергия для сушки, и потому важно понизить содержание воды в торфе, поступающем в сушилки. Если это удастся понизить до 50%, к чему мы стремимся, то будущность завода обеспечена. Теперь я хотел сказать по поводу бензина. Я утверждаю, что бензин будет дорожать с каждым годом, и утверждать, что бензин нам не нужен, никоим образом нельзя. Я уверен, что лица, сказавшие, это пожалеют о своих словах впоследствии.
Резолюция 2-й Всесоюзный Теплотехнический Съезд, заслушав в Топливной Секции доклад инж. Классон Р.Э. "О заводе искусственного обезвоживания гидроторфа", постановил: - проблема искусственного обезвоживания торфа представляет большой технический и экономический интерес; - в настоящее время способ, изложенный в докладе, находится в стадии технической разработки в заводском масштабе; - полная оценка способа возможна будет по окончании названной разработки и выяснения его экономичности. Доклад был заслушан в топливной секции Труды 2-го Всесоюзного теплотехнического съезда, 11-18 января 1925 г. Ссылки:
|