|
|||
|
Интуиция Туполева
Источник: Кербер Леонид Львович. Туполевская шарага Летчиком-испытателем будущей "103" был назначен М.А. Нюхтиков . "Сотка" , как называлась машина В.М. Петлякова , в те дни уже летала. Начавший ее испытания П.М. Стефановский жаловался, что на режиме подхода к земле "сотка", чуть уберешь газ, проваливается "как утюг". В то время 103-я еще только обретала формы, и шли поиски оптимальных форм. Однажды в бригаде С.М. Егера , поджав одну ногу под себя (любимая поза), сидит "старик" . На доске профиль НАСА- 1113. Мягким карандашом [твердые он презирал, когда такой попадался ему в руки, он сквозь сильные очки с интересом разглядывал его, а затем, сплюнув, бросал за спину] "старик" подправляет хвостовую часть профиля. Сидящий рядом аэродинамик А.Э. Стерлин явно не одобряет это кощунство. "Вот так, здесь мы немножко подожмем, -- и обращаясь к Стерлину: - Ты, Аманулыч, не попердывай, машина у земли будет устойчивой, вот так, - жестом подбирает штурвал на себя, потом плавно отдает его, - мы спокойненько и сели". Как рассказывал случайно присутствовавший при этом Нюхтиков, - "в то время я про себя подумал: ладно, пусть "старик" поболтает, на вас это произведет впечатление, я же стреляный воробей, меня на такой примитивной мякине, не проведешь. Когда же во время первого полета все происходило точно так, как он тогда рассказывал, я дал себе слово извиниться перед ним". Действительно, когда мы поздней осенью 1940 года собрались в комнатке ангара НИИ в Чкаловской и, затаив дыхание, слушали оценку своего труда, Нюхтиков слово в слово повторил сказанное Туполевым год назад у доски. В это же время на "сотке" Ф.Ф. Опадчий обнаружил некоторую неустойчивость по курсу, особенно заметную на малых скоростях. Начальство разгневалось. Петлякова свозили на Лубянку к генералу В. Кравченко (начальнику всех шараг), а затем и к самому Берия . Поползли противные разговоры, слово "вредительство" еще не произносилось, но им запахло. Среди заключенных КБ-100 появились плохие симптомы - уныние, нервозность и даже взаимные упреки. Конфликт явно назревал. Мне хочется отметить здесь одну, общую почти для всех зэков шараги черту - склонность зэков к депрессии . Тщетно Петляков с динамиками искал простого решения, заговорили о капитальной переделке оперения, а это уже скандал, сроки, честь мундира "руководителей". Кутепов велел позвать Туполева . Он долго ходил у оперения, бормотал, сопел, грыз ногти, потом сказал: "Володя, продолжи стабилизатор за шайбы, тут у тебя наверняка затенение, добавки стабилизируют поток, эффективность рулей на малых скоростях поднимется и, я думаю, ты обойдешься без капитальных переделок. В серии сделай так-то..." и он начинал длинный разговор. Ночью на заводе сделали удлинители, днем поставили на место, а назавтра Опадчий доложил, что неустойчивость пропала. И третий пример интуиции Туполева, - он относится к 1947 году. Делали мы ТУ-14 , правило площадей еще права гражданства не получило. Двигатель Роллс-Ройс "НИН", имевший большой лоб и длинное сопло, плохо компоновался с крылом, позвали А.Н. Туполева. Присмотревшись, он стал прибавлять сечение мотогондолы перед крылом, одновременно обжимая ее под ним. Прислушавшись, можно было разобрать, как он бурчит: "Вот здесь поток подожмется, здесь расправится и мы избавимся от интерференции между крылом и гондолой". Казалось, он видит этот метафизический поток, набегающий на машину, сжимающийся вокруг мотогондолы и, плавно распрямившись, обтекающий крыло. Никто из очевидцев этой мысли не понял, более того, все согласились, что он мотогондолу испохабил. Посоветовавшись, решили пригласить аэродинамика No 1 - С.А. Христиановича . Тот посмотрел, пожал плечами, и скептически молвил: "Знаете, что-то не то. Возможно, будет и лучше..." И далее не слишком определенно. Поддавшись скепсису авторитета, Егер, Сахаров и Бабин решили немного подправить схему. Вечером грянул бой. "Старик" рассердился не на шутку. "Мальчишки, сопляки, голодранцы, - сыпалось как из рога изобилия, - что вы мне задуриваете голову Христиановичем, он теоретик, достаточно далекий от практического конструирования. У него и задачи другие, искать общие закономерности. Что он вам конкретно сказал что-либо, может подсказал конструкцию? Ах нет? Так что же вы..." и в таком духе дальше. Летала же ТУ-14 хорошо и со временем ее довольно уродливые гондолы действительно теоретически обосновали. Три этих примера показывают интуицию Туполева. Стоит ли напоминать, что интуиция в то время была чем-то вроде салемской колдуньи и осуждалась как немарксистская, а идеалистическая концепция? В точных науках все должно быть выражено формулами, - учили студентов. Кстати сказать, ТУ-14 был первым случаем коллизии с общепризнанной формулой "красивое - значит разумное". "Ничто не вечно под луной" - сомневаюсь, что "Конкорд" мог понравиться Луи Блерио, Фарману, Дюпердюсену и Вуазену. Скорее, взглянув на него, они плевались бы. Ссылки:
|