Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Карпачева С.М.- директор ПЭЛС (проектно-экспериментальной лаборатории сажи)

Лаборатория осталась беспризорной. И тогда Соловьев сам взялся курировать нас. Дела на заводах шли из рук вон плохо: коэффициент использования сырья, несмотря на усилия нашей лаборатории, не повышался; окружающие территории вокруг заводов были засыпаны сажей, и жалобы на них шли без конца. Соловьев вызвал меня к себе и задал вопрос:

"Как сдвинуть дело с мертвой точки?"

- "Мы не имеем возможности реально воздействовать на заводы", - ответила я.

- "Кто мы?"

- "Лаборатория одного из заводов "СК литера А" , имеющая вдобавок и второго хозяина - Резинопроект. Мы для промышленников - не авторитет. Это положение нужно как-то изменить".

После некоторых раздумий Соловьев предложил создать самостоятельную лабораторию или филиал при Резинопроекте. Мне эта мысль очень понравилась. Действительно, заводская лаборатория - это одно, а самостоятельная организация - совсем другое. Можно ли сравнивать весомость их рекомендаций? А если такая организация сможет не только вести лабораторные опыты, но и создавать экспериментальные установки для проверки полученных результатов, готовить проекты и модернизировать действующие промышленные установки, то эффект может быть достигнут очень быстро. Этой точки зрения на организацию я придерживалась всю жизнь и даже выступала несколько раз в "Правде", благодаря чему добилась кое- каких производственных успехов, хотя и нажила немало неприятностей. Соловьев обещал, не затягивая, решить судьбу сажевой лаборатории. Через месяц меня назначили директором ПЭЛС (проектно-экспериментальной лаборатории сажи) нового филиала Резинопроекта. Еще через пару недель по рекомендации райкома партии к нам пришел заместитель по хозчасти Василий Лапшин , известный в двадцатые годы футболист. Он сохранил связи во многих организациях, в том числе и торговых, сотрудники которых, гордясь знакомством со знаменитостью, старались что-либо сделать для Лапшина, что, в общем-то, было и нам на пользу. Штат ПЭЛС предусматривал, кроме того, еще бухгалтера-кассира, секретаря, экспедитора и уборщицу, а нас, производственников, насчитывалось около ста человек. Расхрабрившись, я выпросила у Соловьева разрешение принять Таню. Она была секретарем-машинисткой экстра-класса.

Весной 1938 года мне пришлось поехать на заводы газовой сажи в Баку (их было два, один из них - в Сумгаите ), чтобы обсудить на месте перспективы их модернизации. Впервые я летела на самолете. Оделась довольно легко. Отопление не работало, и вскоре холод стал пробирать до костей. Летчик дал мне меховые рукавицы, и я натянула их на ноги. Поэтому в Баку инженеры, с которыми мы вместе работали, шутливо называли меня "дамой в теплых рукавицах на ногах". Здесь использовали американскую технологию, но в США заводы строили в южных пустынных местах, вдали от населенных районов; в условиях же Азербайджана проблема сажевой копоти встала чрезвычайно остро. Директор завода Носаков , кажется, не слишком обрадовавшийся появлению "советчицы" из столицы, собрал на совещание инженеров из Нефтяного института и своих сотрудников (надо сказать, на двух заводах дипломированных инженеров, помимо Носакова, было всего четверо, остальные - практики). Мы коллективно составили несколько предложений. К сожалению, мой опыт, полученный на заводах ламповой сажи, помог незначительно, так как конструкции печей здесь были совершенно иными. Несмотря на предпринятые нами усилия, все предложенные варианты получились сложными и дорогостоящими. Но альтернатива была, к сожалению, только одна - покупать сажу за валюту в США. Почти сразу по возвращению в Москву я отправилась с отчетом к новому наркому тяжелой промышленности И. Седову . В большом кабинете, который прежде занимал Серго, я увидела высокого светловолосого мужчину лет сорока, в толстовке и заправленных в сапоги брюках. Моя рука утонула в рабочих лапищах бывшего шахтера.

"А, "королева сажи" появилась!" - поприветствовал он меня и стал расспрашивать о сажевом производстве. Довольно быстро я поняла, что для него мои объяснения малопонятны, а приглашение - лишь способ знакомства с кадрами. Все же я была польщена таким титулом. Под конец беседы он представил меня Н.К. Байбакову , который отвечал в наркомате за нефть и газ, и его помощнику Ю.В. Боксерману . Этот инициативный молодой инженер выдвинул интереснейшее предложение: закольцевать "бедные" доменные газы металлургических заводов, обогатить их за счет добавки "богатого" коксового, и таким образом осуществить газификацию городов Донбасса. Для реализации этой идеи Боксермана и перевели в Москву.

Ссылки:

  • НОВАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КАРПАЧЕВОЙ С.М. - САЖА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»