|
|||
|
Цаган Hyp
Погонщик! Веди коня Вон туда, через поле! Там кукушка поет. Мацуо Басе Источник: Кукарека Григорий 2004 "Какой уголок нашей страны мне дорог? Отвечу: Цаган Hyp - маленькое село в Калмыкии. Здесь я родился, здесь прошло мое отрочество - отрочество пастушонка. Здесь и солнце щедрее, и трава шелковистее, и вода вкуснее - так мне кажется". Санджи Каляев , народный поэт Калмыкии. Цаган Hyp - место в калмыцкой степи загадочное. Его история насчитывает много веков и как следует не изучена учеными ни прошлого времени, ни нынешнего. Земля цаганнурская хранит много тайн, ибо здесь в незапамятные времена скрещивались важные торговые пути, ведшие с востока на запад и с севера на юг. Цаган Hyp - центр междуречия Волги и Дона - расположен на берегу древнего озера Сарпа , называвшегося в седые времена озером или рекой В-р-шан. Это старица Волги, бывшая когда-то полноводной рекой наподобие Ахтубы и тоже впадавшая в Каспий. Древняя китайская карта показывает торговый путь, проходивший в девятом веке нашей эры по левому берегу Сарпы, там, где сейчас находится Цаган Hyp. Карты более позднего времени тоже показывают важные дороги, протянувшиеся из Сарая-Берке , новой столицы Золотой Орды , к понизовым торговым городам Дона - Танаису, Азаку и другим через земли Цаган Нура. Если в наше время проехать от Цаган Нура на север вдоль цепи Сарпинских озер, то на всем пути будут встречаться курганы разных эпох, разных народов, каждый из которых имеет у местного населения свое название: Купцын-толга (Купеческий курган), Абдыр-толга (Сундук [четырехугольный] курган), Тазан - толга (Котел - курган), Архар - толга (Курган, находя щийся к северу от определенного места кочевки, проживания). Как видим, даже названия курганов народная память связывает с тем временем, когда здесь протекала довольно бурная жизнь: двигались караваны, строились караван-сараи, каналы оросительных систем. На снимках из космоса эти каналы по форме напоминают полумесяц, концы которого упираются в озеро Сарпа. Недалеко от того участка земли, на котором сейчас расположен поселок Цаган Hyp, просматривается ров, окружавший древнее поселение. Устья рва, очевидно, заполняемого водой, тоже начинались у береговой отметки древнего озера, по всей вероятности, богатого в те времена густыми зарослями рогоза и тростника, водоплавающей птицей, высоким травостоем побережья. Недаром, по утверждению некоторых известных ученых, в частности, Светланы Александровны Плетневой , автора книги "Хазары", это место использовалось правителями Хазарского каганата для летовки, то есть выпаса многочисленных своих стад в летние месяцы. Так как здесь были хорошая питьевая вода, вольные выпаса и было относительно безопасно от набегов других кочевых народов, то сюда приезжала отдыхать и богатая знать, возможно, бывал здесь и сам правитель Хазарин. В письме кагана Иосифа (второго лица в Хазарии) к придворному кордовского халифа Абдаррахмана Хасдаю (Испания, X век) сообщается, что "каждый год в апреле (с месяца писана) царь с огромной свитой и рабами отправляется в длительную кочевку по своему владению. Осенью он возвращается в ставку, расположенную в Итиле (столице государства). Поскольку дождей в Хазарии выпадает мало, поля орошаются водой из рек...". Поныне существует в Цаган Нуре легенда о том, что Бог решил взглянуть на эту необычную землю и посетил ее. Отобедав в Цаган Нуре, ночевал на другом, крутом берегу озера, в районе хотона Эвдык. Богу здесь очень понравилось... Не случайно же озеро Сарпа называют еще Цаган Нуром - Святым, Священным (в дословном переводе) озером. В легенде о Боге, посетившем Цаган Hyp (имеются в виду и прилегающая к озеру земля, и само поселение), просматриваются отголоски народной памяти о посещении этих мест великими особами. Ведь правитель Хазарии приравнивался к Богу... Хазарский каганат, нападавший на Русь, грабивший ее, заставлявший платить ей дань живым товаром - женщинами-красавицами, мужчинами- черноработными, лишенными всяких прав, был в конце десятого века сокрушен киевским князем Святославом Игоревичем. Возможно, князь- освободитель побывал со своей "хороброй" дружиной и на земле Цаган Нура. Земля эта таит еще немало тайн. Пытливый исследователь своей "малой" родины, талантливый скульптор и художник Степан Ботиев рассказывал мне, что в пору своего любознательного детства нашел он на окраине поселка, на возвышении (очевидно, это место бывшего древнего поселения с более поздними культурными наслоениями), очень давние предметы: медную ручку необычной формы, по-видимому, дверную и старинную монету. Эти находки он принес домой. Но его мать, исповедуя древний калмыцкий обычай - не заносить в жилище найденные чужие металлические вещи, заставила сына отнести их обратно и положить туда, где они лежали... Ссылки:
|