|
|||
|
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ДОРОГА КАК ОПЫТНЫЙ ПОЛИГОН ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ
Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие, не вдумываясь в цели и задачи строительства и эксплуатации дороги, дали ей пренебрежительное название "увеселительной", считая чем- то вроде забавы или аттракциона. И только специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране. Так, на торжественном собрании Императорского русского технического общества , посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: "Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот" 44_1 . Опыт строительства и эксплуатации Царскосельской дороги был обстоятельно проанализирован и учтен при сооружении магистрали Петербург-Москва . Так, установили необязательность сооружения высоких насыпей для защиты от снежных заносов. Выяснилась экономическая невыгодность шестифутовой колеи и необходимость перехода на пятифутовую (1524 мм) для Петербурго- Московской магистрали, а в дальнейшем и для всех дорог страны. На Царскосельской дороге в 1841 г. проводились исследования с целью установить значения коэффициентов сцепления колес паровоза с рельсами, что требовалось при проектировании новых магистралей. В 1843 г. здесь организовали испытания паровозов нескольких зарубежных фирм, чтобы выбрать прототип для производства на Александровском заводе в Петербурге. Когда Ф. А. Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он прежде всего думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок. В пригородах Петербурга, тяготевших к строившейся линии, отсутствовали промышленные предприятия, поэтому на большие грузопотоки рассчитывать не приходилось. В качестве возможных грузов были предметы быта и обихода, скот, продукты сельского хозяйства, дрова, перевозимые в небольших количествах. Население Царского Села и Павловска составляло всего 6 тыс. человек и не могло существенно влиять на размеры пассажирского движения. Взвесив все, Герстнер решил заинтересовать население столицы в поездках по дороге. Только это могло увеличить пассажирские потоки. Начал он с обращения к жителям Петербурга в одной из своих публикаций: "Здоровье есть первое и величайшее благо каждого человека; всякий благоразумный человек должен заботиться о сохранении оного... Но коротко лето в переменчивом климате Петербурга... Посему не справедливо ли будет утверждать, что ни в одной европейской столице жители не имеют такой нужды в проведении лета за городом, как в Петербурге" 44_2 . И вот, для того чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы, где приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть в буфете или ресторане, интересно провести время. Обе эти станции должны были выполнять одинаковые функции, но Царскосельская только частично справилась с задачами. Ее главная заслуга заключалась в том, что она способствовала расширению города и образованию нового района, расположенного между бульваром и железнодорожной линией. В первые годы работы дороги в одном из залов станции устраивались концерты, спектакли и танцевальные вечера, однако в связи с удалением от центра города и малыми размерами зала эти концерты большой популярности не получили и в дальнейшем не проводились. В 1841 г. почти напротив станции за железнодорожными путями открылись Императорские скачки (ипподром) , что увеличило поток пассажиров. В дни проведения скачек доход компании увеличивался. Чтобы еще больше привлечь петербуржцев, она построила со стороны ипподрома небольшую платформу и проложила к ней путь. Совершенно иная ситуация сложилась в Павловске . Большое красивое здание, получившее название "Воксал", располагалось в прекрасном парке, где было приятно отдохнуть. Около него находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра. Внутри центральной части "Воксал" имел два буфетных зала и один большой - для обедов, балов и танцев. В боковых флигелях находились комнаты для отдыхающих и прислуги. Открытие Павловского вокзала состоялось 22 мая (3 июня) 45_1 1838 г. С первых же дней он стал излюбленным местом отдыха петербуржцев. Известный в те годы драматург и поэт Н. В. Кукольник в письме композитору М. И. Глинке восторженно отмечал: "Для меня железная дорога - очарованье, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал, вчера же впервые открытый для публики... Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных..." 45_2 Слово "вокзал" , таким образом, своим происхождением обязано Павловску. Это измененное английское название увеселительного заведения с садом и залами для балов и концертов в пригороде Лондона (Vauxhall), не имевшего никакой связи с транспортом. В Павловске же подобное заведение открылось при железной дороге. В дальнейшем это название распространилось на все пассажирские здания железнодорожных станций. Первоначально музыка в вокзале имела второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах, причем оркестр располагался на хорах, так как эстрады в помещении не было. На открытой же эстраде в саду в определенное время играл военный духовой оркестр. К осени, когда количество приезжавших стало уменьшаться, администрация дороги для увеличения интереса публики пригласила в Павловск хор московских цыган под управлением О. И. Соколова , которые давали концерты до конца года, а с 5 января 1839 г. там начал выступления первый профессиональный оркестр из 18 человек под руководством И. Германа . Он исполнял известные тогда произведения, в том числе "Вальс-фантазию" М. И. Глинки, весьма популярный и одно время даже называвшийся "Павловским вальсом". В январе 1844 г. в здании вокзала произошел пожар, почти полностью его уничтоживший, но дорога получила страховку и особого ущерба не понесла. Здание воссоздали по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в чрезвычайно короткий срок - за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 (25) мая 1844 г. Чтобы привлечь возможно большее количество пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступлений известных дирижеров, инструменталистов, вокалистов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в столице России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске. Бесплатные концерты, за исключением благотворительных вечеров и бенефисов, привлекали многих дачников, причем разных сословий. Таким обилием посетителей не могла похвастаться ни одна концертная эстрада ни в Петербурге, ни в других городах.
Снимать дачи в Павловске и его окрестностях стало престижно, хотя стоили они дорого. Газеты писали: "Павловск считается первой аристократической колонией, зато и цены там чудовищны. В улицах, прилегающих к большому саду (парку.-Лет.), за три комнаты с мебелью платили 360 рублей, т. е. такую сумму, за которую в Галерной гавани можно купить целый дом". Один корреспондент спрашивал: "Отчего же такое счастье Павловску, когда другие гульбища пользуются обыкновенно кратковременным благом? - И сам отвечал: - Оттого... что с Павловским вокзалом соединяются удобства, каких лишены другие загородные петербургские гуляния... вы без всяких хлопот и суетни... садитесь в карету, в линейку, куда вам угодно, и не пройдет часа... вы уже там, пронеслись 25 верст..." 46_1 .
Все это активизировало в Павловске и его окрестностях дачное строительство: вырастали дома на пустырях, к существующим домам прилаживались дачные флигеля, возникали новые районы; город местами, особенно у железнодорожной станции, начал наступать на территорию парка; открывались гостиницы, торговые заведения, спортивные площадки. Павловск привлекал на лето многих сановников, деятелей науки и искусства. Там жили А. П. и К. П. Брюлловы, П. К. Клодт, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и многие другие. Летний сезон 1856 г. открылся выступлением оркестра из 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор, дирижер и скрипач возглавлял в летние месяцы этот оркестр. На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности - концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка. Зимой 1860/61 г. перепланировали центральную часть здания: из нее в боковой флигель убрали ресторан, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора А.В. Петцольта . Окончательная переориентировка на серьезную музыку произошла при дирижере Н. В. Галкине , который руководил концертами в Павловском вокзале в 1892-1903 гг. К этому времени состав оркестра увеличился до 100 человек. За дирижерским пультом стояли прославленные музыканты: A. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. П. Асланов, В. А. Дранишников, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов; здесь состоялись одни из первых выступлений С. С. Прокофьева. В концертах принимали участие знаменитые вокалисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Д. Вяльцева, балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская. В 1876 г. произошло еще одно событие в жизни павловской станции и города: 18 мая недалеко от вокзала открылся летний (деревянный) театр на 900 мест. Проектировал его архитектор Н. Л. Бенуа . Театр был построен на средства железнодорожной компании за короткий срок - 10 месяцев. Со временем он превратился в филиал знаменитого Александринекого театра в Петербурге. Здесь ставились драматические спектакли, а также оперы и балеты, в них выступали М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, B. Ф. Комиссаржевская, Е. М. Грановская, В. А. Мичурина-Самойлова, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, П. В. Самойлов, Ю. М. Юрьев, Л. С. Вивьен. После перехода Царскосельской линии в собственность Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги влияние деятельности вокзала и театра на бюджет дороги стало незначительным. Тем не менее традиции, сложившиеся в течение шестидесяти с лишним лет, бережно поддерживались и новыми хозяевами дороги. Наибольшего расцвета павловские концерты достигли в 1912 г. Широкая просветительская деятельность на Царскосельской железной дороге заметно повлияла на развитие музыкальной культуры в России. Ссылки:
|