|
|||
|
Павловский предводитель дворянства
За несколько лет до Крымской войны некоторые предприниматели, понимавшие экономическую и стратегическую важность новых путей сообщения для соединения центральных губерний с Черноморским побережьем, предлагали проложить их на частные средства. Первую попытку приступить к сооружению Южной магистрали (Москва-Черное море) в указанный период сделал полтавский предводитель дворянства Павловский . Весной 1851 г. он обратился к правительству с просьбой разрешить создание акционерной компании для постройки "на первый раз" железной дороги между Москвой и Кременчугом. В дальнейшем он полагал возможным продлить рельсовый путь до Одессы, а также провести линию от Кременчуга через губернии Черниговскую, Могилевскую и Витебскую до Западной Двины 71_2 . Главной из этих дорог он считал Московско-Кременчугскую. Относительно ее значения Павловский писал: "Она пройдет через губернии, кишащие разнообразною промышленною деятельностью, где находятся значительные наши ярмарки, и соединит торговлю среднеднепровских пристаней с пристанями Оки, Волги и Невы" 72_1 . Хорошо зная экономику края, он указывал, что строительство железной дороги "составляет ныне едва ли не единственный якорь спасения для губерний Полтавской, а частично Черниговской и Харьковской. Обстоятельства давно поколебали столь известное прежде благосостояние этого края... Промышленность все еще не пользуется здесь всеми средствами... и все это от неимения торговых путей" 72_2 . Компания могла взяться за строительство при правительственной гарантии дохода в размере 4% со всего затраченного капитала. Для того времени это было нормой, обусловленной законом о кредитных установлениях, обеспечивавших прибыль в указанном размере 72_3 . Поскольку изысканий по указанному направлению не проводилось, Павловский в предварительной заявке не называл ни поверстной стоимости дороги, ни суммы всего строительного капитала. Эти данные он надеялся получить только после создания компании, образования необходимого денежного фонда и составления проекта линии. Продержав заявку Павловского без всякого ответа больше полугода, главноуправляющий путями сообщения П. А. Клейнмихель ответил отказом.
Ссылки:
|