Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МОСТОСТРОЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРВОГО ПОДЪЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Во второй половине XIX в., когда протяженность магистралей росла быстрыми темпами, строительство железнодорожных мостов велось в больших масштабах. В это время увеличилась потребность в специалистах- мостостроителях, что привело к образованию в 1862 г. в Институте Корпуса инженеров путей сообщения самостоятельной кафедры мостов . Ее возглавил проф. Ф. И. Энрольд . Кафедра стала не только основной базой подготовки квалифицированных кадров, но и организационно-научным центром отечественного мостостроения.

Большой вклад в развитие научной школы мостостроения внесли Л. Ф. Николаи , Э. М. Зубов , Ф. И. Энрольд . Их классические труды по расчету мостовых конструкций явились руководством для многих поколений проектировщиков и строителей мостов.

В рассматриваемый период основным материалом пролетных строений стало железо, а опор - камень. Дерево употреблялось, как правило, лишь для временных конструкций.

Среди транспортных сооружений, построенных в 70-х годах, необходимо отметить мосты, автором проектов которых был инж. А. Е. Струве .

В 1866 г. по его проекту построили мостовой переход через Оку у Серпухова длиной около 530 м - первый в России мост под совмещенную езду. Пролетное строение для него сделали в мастерской по изготовлению металлоконструкций в Коломне 228_1 , организованной А. Е. Струве в процессе строительства моста через Оку у села Боброва (1863). А. Е. Струве являлся также автором проектов больших моста через Днепр у Киева и моста через Днепр у Кременчуга .

К этому времени отечественная мостостроительная школа имела большие достижения. Д. И. Журавский разработал методы расчета сквозных ферм, исследовал работу изгибаемых элементов на поперечную силу, предложил формулу для определения касательных напряжений, впервые определил механические свойства древесины как строительного материала.

С. В. Кербедз совершил в мостостроении переход от чугуна к сварочному железу, провел обширные исследования работы заклепочных соединений и влияния способа образования отверстий под заклепки на свойства металла.

Инж. Ф. И. Цвирко при строительстве моста через р. Нарову в 1869г. предложил и использовал способ подводной укладки бетонной смеси с помощью вертикально перемещающейся трубы. За рубежом подобный способ применили лишь в 1908 г. Инж. Г. С. Семиколенов создал стройную теорию расчета консольных балок и сделал экономический анализ эффективности их применения.

Отечественные инженеры, в частности Ф. С. Ясинский , считали особо важным обеспечить устойчивость сжатых стержней. Именно поэтому в России аварий мостов практически не было, тогда как в Европе и Америке крушения мостов случались нередко, причем в большинстве случаев они происходили из-за потери устойчивости сжатых элементов.

Большое внимание при расчете мостов уделялось также определению величины расчетной нагрузки. Научное обоснование норм этой нагрузки явилось важным вкладом в развитие теории мостостроения.

Оценивая деятельность отечественных мостостроителей, академик Г. П. Передерий писал:

"Русские инженеры построили для своей сети путей сообщения тысячи мостов. Если мы не можем похвалиться особым блеском наших мостов в смысле оригийальности их системы, мы можем, однако, сказать, что мы скромно делали, мы делали хорошо, солидно, с полным знанием дела и с полным пониманием ответственности за те жизни, которые общество доверило нам, поручая сооружение мостов. Мы можем похвалиться минимумом мостовых катастроф. Можно сказать, что за наши неудачи мы платили деньгами, а не человеческими жизнями" 229_1 .

Дальнейшее развитие русская школа мостостроения получила благодаря трудам выдающегося инженера, ученого и общественного деятеля Н. А. Белелюбского , более полувека возглавлявшего отечественное мостостроение. Начало его инженерной деятельности совпало с проведением работ по замене деревянных мостов Николаевской дороги на металлические .

Первая серия из 48 мостов реконструировалась в 1868-1872 гг. Для этого Н. А. Белелюбскому пришлось сделать 26 проектов пролетных строе- ний. На мостах через Шошу, Волхов, Тверцу и другие реки три деревянные

Ссылки:

  • МОСТЫ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТОННЕЛИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»