Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1865 г.). ПЕРВЫЙ ПОДЪЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1865-1875)

Министерства как центральные структуры государственного управления впервые введены в России в 1802 г. Были образованы министерства внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел. Министры по должности входили в состав Государственного совета и имели право личного доклада царю .

В июне 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовали в Министерство путей сообщения .

Первым министром путей сообщения был утвержден П. П. Мельников . В структуру министерства входили: Совет министерства в составе 6 человек, ученый комитет, канцелярия министра, штаб Корпуса путей сообщения с его учреждениями, а также департаменты: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог и ревизии отчетов. Директора департаментов, председатель ученого комитета и заведующий штабом Корпуса путей сообщения имели право присутствовать на заседаниях Совета министерства и участвовать в принятии решений. В ученый комитет входили учебный отдел, редакция "Журнала путей сообщения" и депо карт. Министерство сосредоточило свое внимание на практическом осуществлении планов создания сети железных дорог и в качестве ближайшей задачи форсировало строительство линии Москва-Курск за счет казны. В марте 1867 г. открылось регулярное движение на участке Москва-Серпухов. Расширение сети железных дорог не представлялось возможным без создания отечественного паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного производства. Учитывая это, министр путей сообщения настойчиво предлагал "водворить в России заводы, которые могли бы из русских металлов и русскими же рабочими специально заниматься изготовлением паровозов, тендеров, вагонов и других металлических принадлежностей... Тем самым,- продолжал он,- освободимся от иностранной зависимости и не будем приобретать из-за границы ценою нашего золота металлические изделия и машины в столь огромных количествах" 94_1 .

В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль (537 км) , построенная однопутной, но с двухпутным земляным полотном, открылась для пассажирского и товарного движения на всем своем протяжении. Для ее создания потребовалось выполнить 2 млн. 813 тыс. куб. саженей земляных работ, построить 24 крупных моста, 22 путепровода, возвести большое количество станционных построек, депо, мастерских. Фактическая стоимость одной версты (с учетом расходов на рельсы и подвижной состав) составила 60 348 руб. По условиям же несостоявшейся английской концессии на эту линию поверстная стоимость планировалась в 97 тыс. руб. Это был красноречивый пример экономичного строительства рельсовых путей, показавший беспочвенность мнения о чрезвычайной дороговизне сооружения русских железных дорог.

Наметившийся успех был подкреплен сооружением Рязано-Козловской линии , концессию на которую получил бывший директор правления Московско-Рязанской дороги П. Г. фон Дервиз , хорошо знавший железнодорожное дело и отлично видевший те выгоды, которые сулили транспортные подряды при сложившихся обстоятельствах. Условия сооружения 210- километровой Рязано-Козловской линии были весьма благоприятными. Трасса проходила по слабопересеченной местности, полотно возводилось под один путь. При заключении концессии поверстную стоимость определили в 76 тыс. руб. В действительности было затрачено значительно меньше средств, и учредителю осталось в качестве чистого дохода акций на 2 млн. 600 тыс.руб.

К успеху сооружения упомянутых дорог прибавились положительные итоги строительства казенной Одесско-Елизаветградской линии . К этому времени были также получены неплохие результаты эксплуатации таких дорог, как Московско-Нижегородская , Московско-Рязанская и Московско-Ярославская (до Сергиева) . Доходы этих линий неуклонно росли.

В 1867 г., например, Московско-Рязанская дорога на свои акции выплатила по 12% дивиденда, Московско-Ярославская - по 9%. Все это предвещало выход из возникшего кризисного состояния, вселяло надежды начать интенсивное транспортное строительство.

Ссылки:

  • СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»