|
|||
|
Художественая студия "Лотос"
У истоков Художественной студии "Лотос" - заметного явления в культурной жизни Харбина - стоял художник и скульптор Александр Кузьмич Холодилов , ставший позднее бессменным секретарем этой студии. Деятельность студии расширялась. Встала задача подыскать новое, более просторное помещение. В коллектив вступил старший коллега, директор Екатеринбургского художественного училища, энергичный В.М. Анастасьев . Он-то и нашел новое пристанище для "Лотоса" - в только что отстроенном доме Мееровича - Большой проспект, 24а, угол Таможенной,- в просторной, пустующей и заваленной хламом мансарде, которая скоро стала знаменитой. Соглашение было достигнуто. Всю необходимую работу художники взяли на себя: собственными руками очистили помещение, оборудовали студию, художественно оформили ее, создали павильон, начали работать. 5 февраля 1922 года харбинская газета "Рупор" сообщила, что в доме Мееровича "приспособилась художественная студия под названием "Лотос". Группа художников объединилась под руководством Анастасьева, бывшего хранителя столичной художественной галереи, и художника- архитектора Бернардацци. Большая светлая комната заставлена мольбертами и декоративными аксессуарами. Представители богемы здесь же и живут. Спят под мольбертами в приятном соседстве масок, черепов и гипсовых торсов. Начались занятия с группой учеников по рисованию. По вечерам устраиваются "кроки" -наброски с живой натуры в несколько минут". - Нет рисовальной школы в Харбине,- заключал журналист.- Может быть, "Лотос" восполнит этот пробел? Автору заметки, несмотря на ее язык и некоторые неточности, нельзя отказать в присутствии здравого смысла и умении правильно оценить конъюнктуру. Студия, действительно, была очень нужна и открылась как раз вовремя. Потребность горожан в художественном - так скажем - образовании оставалась совершенно неудовлетворенной и определила успех "Лотоса". Художники же были вознаграждены за инициативу. Им удалось быстро развернуть свою деятельность в широких масштабах. Не прошло и двух месяцев, как Студия искусств "Лотос" объявила об организации регулярных занятий по живописи, рисованию и скульптуре, создав для этого группы: Первую - обучающихся рисованию, живописи и скульптуре; Вторую - для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет (эстетическое воспитание); Третью - сеансы набросков и этюдов и живой модели для художников; Четвертую - уроки технического рисования и черчения для ремесленников. В 1920- 1923 гг. рисование, живопись и лепку здесь вел А.К.Холодилов . В последующем художник перешел на преподавательскую работу, которая стала делом его жизни. Он преподавал рисование и черчение в Первом Высшем начальном училище (на Артиллерийской ул., угол Пекарной), в правительственной гимназии, в школах в Затоне и Ченхэ; а в 1945-1955 гг.- в Первой советской средней школе. О дальнейшей судьбе Александра Кузьмича пишет его дочь Татьяна Александровна (Иванова Т.А. Несколько слов об отце // НСМ, февраль 1998 г., *50). См. Александр Кузьмич Холодилов Но вернусь к студии "Лотос" . Еще через некоторое время студия перешла на более высокую ступень обучения, введя классы: рояля, пения и оперного пения (пианист Б.М.Лазарев, класс скрипки - В.Д.Трахтенберг, начальное пение, постановка голоса - Н.А.Оржельский ); теории музыки и сольфеджио (К.А.Лазарева); мелодрамы и мелодекламации (З.И.Казакова). Художник М.А. Кичигин организовал новую группу по рисованию. Все эти классы и группы имели успех и активно посещались. После 1923г. художники стали постепенно разъезжаться - и из мансарды, и из Харбина. Позднее, по инициативе Анастасьева, в студии появился А.Е.Степанов, поселившийся здесь со своей семьей. Мы видим, что "Лотос" легко и свободно, имея такие превосходные кадры, вышел далеко за рамки только изобразительного искусства (за что ему честь и хвала), хотя последнее оставалось для него главным. Пора немного рассказать о людях, фамилии которых упоминались выше. Владимир Михайлович Анастасьев (род. в 1878г.) Об Александре Александровиче Бернардацци мне пока известно мало: только то, что он был преподавателем Харбинского политехнического института. Борис Матвеевич Лазарев - крупный русский пианист, педагог; его ученик Г. Зингер добился международного признания. Его жена - Кириена Александровна Лазарева - тоже из известной музыкальной семьи, дочь пианиста и педагога А.И.Зилоти, внучка российского мецената, создателя Третьяковской галереи - П.М.Третьякова . Владимир Давидович Трахтенберг (1889-1963, Сидней) - крупный музыкант и педагог, ученик С.Рахманинова и А.Глазунова. Николай Антонович Оржельский нам уже знаком. Все они, кроме Трахтенберга, жившего неподалеку на Правленской, и Оржельского, проживали при Студии. Перенесемся в атмосферу одного из праздников художественной школы. Дом Мееровича на Большом проспекте. Мансарда. Вы поднимаетесь наверх и попадаете в обстановку - сказочную - иного слова не подберешь, необычную, изысканную. Весь "Лотос" - как волшебный замок. Невозможно поверить, что это мансарда под крышей обычного харбинского дома, пусть и многоэтажного. Стены увешаны работами учеников студии: масло, акварель, сангина, тут же - шкуры, гобелены, лепные работы. Студия - это ряд "углов", ярких, красочных, каждый в своем духе и стиле; отделены они друг от друга колоннами. Тут же сооружена балюстрада. Пол в коврах. С потолка свисает оригинальная люстра. В оформлении каждой детали видна опытная рука А.К. Холодилова. Что же здесь сегодня происходит? Первый в истории студии камерный концерт. "Битковый" сбор. Нарядно одетая публика. Все исполнители во фраках. Это Н.А. Шифферблат, В.Д. Трахтенберг, И.Э. Кениг и И.М. Ступель. "Лотос" регулярно проводил музыкальные вечера, устраивал художественные выставки. В том числе - Передвижную художественную выставку. Ее каталог включал в себя 161 художественное полотно. 38 полотен выставил Н.А. Вьюнов, в том числе: "Владивостокские этюды", "Озеро Байкал", "Озеро Метино", "Тальменье". Далее среди участников такие имена: П.М.Поговский, Ф.П.Соболев, М.А.Кичигин, Я.Л. Лихонос, И.П.Сверкунов, С.Р.Бирнбаум, А. К. Х., Я.М.Яругский-Эруга, Ф.М. Суворовцев, М.Н.Аветов, П.М.Доброгаев, М.С.Пилецкий, А.Д.Зайцев, М.М. Горев, Альберт Бенуа, Чарданьев, Ин.Н.Жуков, К.А.Татз. Также постоянно устраивались выставки ученических работ. Вторая такая выставка была проведена в январе 1924 г. На фотографии ее обратите внимание на виньетку "Лотоса". Художники Харбина периодически устраивали свои балы. На Масленой неделе 15 февраля 1923 г. один такой бал-карнавал был устроен в Коммерческом собрании. В собрании на этом балу не осталось не декорированной ни одной стены; все вертикальные поверхности верхнего и нижнего этажей и даже подвального помещения были завешаны специально для этого бала написанными художественными полотнами и светящимися панно, разнообразными шаржами в стиле настенных "помпейских" фресок. Для этих декораций художники разрисовали более трех тысяч аршин полотна. Главная площадка бала -зрительный зал и сцена были превращены в знойно-синюю "тропическую ночь" Южной Африки? В фойе нижнего этажа (красивейшее место собрания!) была устроена "Галерея Трианон". В верхнем фойе -"Альгамбра" -павильон в мавританском стиле - и бар; в подвальном помещении Комсоба, куда для доступа публики на этот вечер даже специально пробили ход в полу вестибюля, были устроены "Кабачок Смерти" и "Комната ужасов", которые, по мнению рецензента, "не удались совершенно" и "напрасно пол прорубали". Была обширная музыкально-вокальная программа. Но главным развлечением гостей были, конечно, танцы, "королем" которых все уверенней становился подвергнутый вначале поруганию и даже запрещению, но, несмотря ни на что, постепенно "завоевывавший" Харбин - фокстрот . Сколько о нем и об увлекавшихся этим танцем харбинцах было написано фельетонов, сколько сломано копий в спорах о том, танцевать ли его или нет, приличен он или неприличен? Сегодня все это, как и происходившее когда-то жесткое противостояние между собой на харбинских пляжах "трусофилов" и "трусофобов" (а речь идет всего-навсего о купальных трусиках), трудно себе и представить. Но все это в истории Харбина действительно было.
Ссылки:
|