|
|||
|
Харбин приветствовал февральскую революцию, но жил по-старому. Рождество
Харбин? Конец 1916 года? Все ближе и ближе были драматические события, опрокинувшие сложившийся привычный уклад жизни не только в этом городе, как по мановению волшебной палочки выросшем за несколько лет на земле Китая в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги, но и во всей матушке России. Но никто здесь об этих событиях и не подозревал, все оставалось пока по-старому, по-прежнему. В России старый стиль календаря, и Новый год, как ему и положено, наступает 13 января, после Рождества Христова. Установление позднее в советской России нового стиля (в полосе отчуждения он был введен только с 1 марта 1918г.) многими было встречено здесь в штыки и долгое время не принималось. "Не бывать тому,- говорили они,- чтобы Новый год родился ранее Рождества Христова!" И только постепенно новый порядок вошел в повседневный обиход. Рождество? Если Новый год был всегда у нас праздником взрослых, то Рождество было праздником - если не полностью, то в очень многом - детским и молодежным. "Каждый праздник имеет свой запах",- говорил А.П.Чехов. Помню этот запах Рождества: мимолетный аромат пронесенной через комнату елки, которая до своего времени должна была томиться связанной на балконе, устойчивый запах мандаринов в ящике под кроватью. Помню детское предвкушение приближающейся радости - празднества Елки, раздачи подарков от Деда Мороза. И все как всегда начиналось в Сочельник. Так вот, последние жаркие домашние хлопоты на кухне. Наряжается елка. Комнаты теперь уже вовсю напоены запахом свежей хвои, переливаются всеми цветами радуги елочные игрушки. Помните, какими они были? Это "царство игрушек" у Чурина? Добавляется запах всякой невообразимой вкуснятины: это накрывается праздничный рождественский стол. Чего только на нем нет? Но обязательно - рождественский гусь, кутья из пшеницы и меда. В темном зимнем небе плывет колокольный звон. На елке зажигаем свечи. Ждем первой звезды. Ощущение радости и счастья! Садимся за стол. Как хорошо написал об этом русский поэт Михаил Шмейссер в стихотворении "В эту ночь": "Снег пушистый бел и ярок, в ярких льдинках в окнах стекла, дым курчавый вьется к звездам, в сердце тихо и светло. Эта ночь -для нас подарок меж других -пустых и блеклых: в эту ночь приходит к людям светлый праздник -Рождество. На тропинках оснеженных хруст шагов резвяще звонок, в темной дымке лес сосновый, утопающий в снегах. В тихом небе херувимы у невидимых иконок возжигают звезды-свечи, славя Господа Христа. В эту ночь приходит к людям радость, ласка, всепрощенье. В эту ночь в сердцах родится грусть о детстве золотом. И о Родине прекрасной так безудержно томленье, так безудержно и сильно рвется сердце в отчий дом. Рождество! Какое сердце не хранит от детства память?! У кого не сохранились в сердце радостные дни?! Елка, радость? Ласка мамы? Свечек жаркие огни? Запах хвои слаще меда, смолкой липкою запачкан синий шарик с каплей воска на надувшемся боку? И тихонько долгожданный Дед Мороз стучит у входа - оснеженный в поле вьюгой, пришагавший по ветру.. Было ль сладостнее время, чем приход Деда Мороза?! Жизнь без сказок - жизнь сурова. Только в детстве золотом, в Рождество чудесной сказкой оживало от прихода милой елки и Мороза все восторженно кругом. Вся Россия становилась в эти дни огромной елкой, над которой загоралась Вифлеемская звезда. И дворцы, и даже хаты зеленели хвоей колкой. Этих милых русских елок не забудем никогда!.." Утром под елкой "в чулке" подарки от Деда Мороза. Приходят дети "Славить Христа". Едем к кому-то "на Елку"! Тысяча каких-то принятых издавна условностей, бережно хранимых в воспоминаниях, обрядов, казалось бы, мелочей. Но? Глубокий сокровенный смысл русских православных праздников (да и вообще национальных религиозных праздников всех народов и рас!) хорошо определил харбинский журналист А.Вележев. "Праздники, а тем более Святки,- писал он,- костяк быта, его духовная основа. Поэтому, помимо своей церковной стороны, праздники ценны своим бережением быта, т.е. главных особенностей общественной и индивидуальной жизни. Быт - властелин жизни, и это отчетливо проявляется во время Святок, которые своей бытовой стороной заслуживают самого серьезного к ним отношения". Бережение своего быта - эта черта была органически присуща российской эмиграции в Маньчжурии . И, может быть, она и была одной из тех опор в жизни, которые позволили ей выжить - при китайской ли власти- после 1925 года - периода сильнейшего советского давления - при японской ли?.. И принести эти сбереженные частички традиционного русского быта с собой на Родину, обогатив и украсив ими жизнь своих сограждан. Не об этом ли, о необходимости бережно хранить в душе родные традиции, говорил в том далеком 1941-м и поэт Алексей Ачаир в стихотворении "Рождество. Сыну Ромилу"? Кстати, еще немного о подарках, да и о традициях тоже. Об атмосфере простоты и демократизма, окружавшей в Харбине семью Управляющего КВЖД ген.- лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата и его жены - Камиллы Альбертовны , я уже писал. Но, конечно, биография таких замечательных людей не может уместиться на нескольких страницах частного исследования, посвященного более широкой теме. После выхода в свет первой книги от читателей стали поступать вопросы о происхождении фамилии Хорвата, его семье, ее родственных связях с русской аристократией и т.п. Думаю, что интерес этот тоже вполне оправдан и его надо удовлетворить. См. Хорват Д.Л. и его семья Рождество , особенно, конечно, в первые годы эксплуатации дороги (после 1903 г.), удивительным образом объединяло всех ее служащих и их семьи. Хорваты знали по именам детей старших служащих дороги, и ребятишки с особым нетерпением ожидали их рождественской Елки. "Каждый Петенька, каждая Ксюша,- вспоминали старожилы,- получали там свой индивидуальный подарок, выбранный с любовью в соответствии с желанием этого маленького человечка". Был случай, когда К.А. Хорват приложила немало усилий, чтобы узнать имена всех детей в семье Н.Н. Бочарова (главный строитель Хинганского туннеля на Западной линии КВЖД , шестеро детей!), и каждому из них приготовила подарок. То же было и в отношении детей Николая Сергеевича Лопухина , приехавшего в Маньчжурию в середине января 1920 г. и занявшего пост заведующего финансовым отделом КВЖД . Интересны воспоминания младшего Лопухина - Михаила Николаевича , проживающего сейчас в Париже, о поместье Хорватов в Старом Харбине ("Белой вилле", как назвал его, будучи в 1936 г. в городе, посетивший усадьбу Ф.И. Шаляпин ), где происходила хорватовская Елка 1917 года и другие, на которых бывало до 150 детей. "Между прочим, два года подряд 1924-1925 гг.,-пишет он,- мы проводили лето в усадьбе ген. Хорвата, который был тогда "почетным пленником" Китая и жил в Пекине, а свой дом в роскошном имении Старого Харбина сдавал желающим в аренду.
Дом был таких размеров, что в нем жили, не стесняя друг друга, две-три семьи, плюс два взрослых сына генерала Хорвата и его замужняя дочь с детьми. При доме был громадный парк, скотный двор, масса домашней птицы, цветник, огород. Нижний этаж дома был занят парадными залами - настоящим музеем, наполненным китайской старинной мебелью, статуями буддийского культа. В эту часть дома мы, дети, допускались лишь с провожатыми. В парке был еще другой дом, конечно, меньших размеров. В нем мы жили во второй год нашего пребывания в усадьбе Хорвата." Воспоминания эти, носящие название "Начало" и посвященные роду дворян Тульской губернии Лопухиных и Осоргиных , исключительно интересны, и я познакомился с их автором благодаря содействию харбинца, ныне москвича, Александра Павловича и его супруги Татьяны (урожденной Осоргиной), за что и приношу им живейшую благодарность. В усадьбу вела специально построенная железнодорожная ветка, и в дни проведения Елок и каких-либо торжеств подавался поезд, который привозил сюда всех "городских" гостей, а затем отвозил их обратно. Ласковое внимание, простота и тепло - вот что характеризовало эти традиционные Елки у Хорватов. Была в том, 1917-м, году, конечно, как всегда, устроена Елка и в Железнодорожном собрании Харбина. Но в тот год она была особенная. В Железнодорожном собрании - на этой главной сценической "площадке" русского Харбина - для всех детей служащих КВЖД и в этот самый радостный праздник детворы Елка была устроена двумя сеансами. Каждое представление собирало полный зал. Среди великолепно написанных зимних декораций была сооружена искусственная елка - с игрушками и гирляндами разноцветных электрических лампочек и. сидевшими на этом зеленом дереве, среди ветвей, среди всего этого великолепия малыми ребятишками, которые пели и декламировали стихи. Эта пьеска, называвшаяся "Живая елка", произвела огромный эффект, создав веселую и беззаботную атмосферу в зале, в фойе, где были игры и танцы, в хороводах вокруг этой чудесной елки,- и для взрослых, и для детей. И в том году такая Елка была устроена в первый раз! А специально для взрослой публики вечером главный режиссер Железнодорожного собрания артист Я.А. Варшавский поставил пьесу "Измена" известного драматурга Сумбатова-Южина. Ночь же под новый 1917 год в Харбине отличалась необыкновенным оживлением. Все местные клубы, собрания и рестораны устроили начавшие тогда входить в моду вечера- встречи Нового года, с которым прежде всего связывали надежду на прекращение тяжкой и изнурительной войны, длившейся уже почти два с половиной года, на восстановление мира и спокойствия. Из-за небывалого наплыва гостей повсюду ощущался недостаток мест и столиков. В Железнодорожном собрании, Клубе служащих и Клубе ремесленников были устроены маскарады; в одном только Железнодорожном собрании танцевали и веселились 300 гостей в карнавальных масках. Люди радостно встречали Новый -1917-й -год, посылали друг другу пожелания счастья и успехов. Первый день Нового года по установившейся традиции был днем торжественно проводившихся взаимных поздравлений служащих Китайской Восточной железной дороги. После них Д. Л.Хорват ехал в Коммерческое собрание на Пристани, где обменивался поздравлениями с представителями харбинской торговли и промышленности - русскими и китайцами. В этом новом году китайские купцы из китайского Коммерческого общества преподнесли в дар генералу богато вышитое шелковое панно (чжан-цзы) с изображением даосских божеств и соответствующими благопожеланиями. Веселая Елка была устроена и в старейшем в Харбине детском маяке Е. Н. и С.С. Соколовых. Это словосочетание "детский маяк" звучит в наши дни несколько непривычно для уха, но в те далекие времена обозначало детский садик, где работавшие родители оставляли детей на день. Харбин всегда уделял огромное внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения; наряду с русскими детьми плодами этой замечательной системы пользовались и дети китайцев, корейцев и японцев -об этом мне уже тоже приходилось говорить ранее. И очень важное место в этой системе образования - именно системе - отводилось дошкольному воспитанию детей. Немало отличных педагогов работало в этой области, и очень многие харбинцы получили под их мудрым наставничеством свое воспитание в этих "маячках". Руководителями-воспитателями в них были известные всему Харбину Е.Н. Можаева , упомянутые Е. Н. и С.С.Соколовы , а также - Ильины, А.Д.Торопова (отметившая в 1944г. в Харбине 30-летие своей педагогической деятельности), К.П.Чеснокова , другие. См. Детские сады и школы в Харбине Вернемся в тот далекий 1917 год. В России начали происходить политические волнения, вылившиеся в Февральскую и Октябрьскую революциии . Первые неясные сведения о событиях в Петрограде стали поступать в Харбин с утра 3 марта (по старому стилю). К вечеру эти данные прояснились: произошла революция, царь отрекся от престола и т.п. И, что на мой взгляд все же удивительно, эти новости были встречены большинством вполне благополучного населения Харбина одобрительно и даже с какой-то эйфорией. Быстро оформились полномочные органы революционной демократии - Советы ( председателем Совета рабочих депутатов был избран д-р К.С. Фиалковский , член конституционно-демократической партии), стали создаваться и другие, самые разные, политические партии. Д.Л. Хорват был назначен Комиссаром полосы отчуждения КВЖД , он признал Исполнительный комитет общественных организаций г. Харбина и обеспечил благоприятные условия для его работы. Весной и летом 1917 г. из Америки и Шанхая в полосу отчуждения стали прибывать политические эмигранты, следовавшие в Петроград. И очень скоро развернулась борьба за власть между умеренным социал-демократическим исполкомом, поддерживавшим успех Февральской революции , и экстремистским Советом рабочих и солдатских депутатов (большевики) . В ходе всех перипетий этой борьбы Харбин очень быстро прошел путь от революционного энтузиазма к успокоению, охлаждению и отторжению крайностей и эксцессов, инспирируемых харбинскими большевиками . В октябре в Харбине началась кампания по выборам делегата от полосы отчуждения КВЖД в Учредительное собрание, созываемое в Петрограде. Были выдвинуты четыре кандидата, и каждым велась активная агитация. Город был обклеен плакатами: "Голосуйте за такого-то!" В.П. Петров писал в газете "Новое русское слово", что наибольший интерес избирателей вызвал кандидат * Х, потому что шофером его агитационного грузовика был негр, неизвестно как попавший в Харбин и привлекавший к себе всеобщее внимание. Может быть, это и так, но вообще- то негры и индийцы были в Харбине не в диковинку. Например, к Пасхе 1904 г. в Харбине открылись два цирка: Боровского, славившийся превосходными дрессированными лошадьми, а второй - циркового товарищества Дорес - в специальном цирковом здании Данилова на углу Первой улицы Пристани и Артиллерийской. Так вот, в его рекламе был заявлен квартет "настоящих американских негров". А когда в Харбине в 1911г. открылось Английское консульство, его охрану стали нести "индусы" - рослые, с черными бородами и усами, в цветных тюрбанах - вот это было зрелище для зевак! Так или иначе, но на выборах тогда победил преподаватель Харбинских Коммерческих училищ меньшевик Н.А. Стрелков , представитель "золотой серединки". В.Д. Казакевич , сын и. о. Управляющего КВЖД Д.П. Казакевича , в воспоминаниях, написанных по моей просьбе, упоминает о Стрелкове: "маленького роста, невзрачный, с монотонным голосом, но преподаватель был хороший. Выступал на митингах за .серединку.. Однако, видимо, никогда не был политиком до революции. Монархистов в Харбине было много, левых еще больше, а вот серединка - средний человек, без уклонов, видимо, чувствовал, что он обойден, и ценил того, кто бы его понимал. И вот выделился незаметный прежде Стрелков. Был он, по-видимому, с левым уклоном, что до революции умело не показывал. Поехал в Петроград, в Учредительное собрание. Был там свидетелем "пьяных погромов". в ноябре- декабре 1917г. Потом вернулся в Харбин. И в белом Харбине опять замолчал. Затих".
События в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917г. еще более подхлестнули харбинских большевиков , которые, получив директиву самого Ленина о необходимости немедленной победы советской власти в полосе отчуждения КВЖД, предприняли авантюрную попытку установить здесь свой контроль, т.е. распространить "власть советов" и на часть территории суверенного Китая. Естественно, что в условиях международного города эта попытка была безнадежной и провалилась. Другими причинами поражения экстремистских элементов были: решающие позиции, которые занимал в Харбине т.н. средний класс, отсутствие здесь какой-либо "революционной ситуации", участие в акции большевиков всего только двух дружин харбинского гарнизона (и то не в полном составе) и примерно двух тысяч горожан из 54-тысячного взрослого русского населения города. Руководители этой попытки большевистского переворота - Рютин Мартемьян Никитич - (тот самый, выступивший в 1930г. против Сталина) и Б.А. Славин - бежали из Харбина; ополченческие дружины были разоружены и высланы из пределов Маньчжурии. Все эти в достаточной мере драматические события 1917 г. в Харбине подробно описаны в моей книге "Российская эмиграция в Китае. 1917-1924 гг." (М. 1997, с.10-23). Ссылки:
|