|
|||
|
Украинская колония в Харбине
С первых лет сформирования украинской колонии в Харбине здесь существовал Украинский клуб (примерно с декабря 1907 г.) и Украинское Духовное общество - т.н. украинский приход . Клуб, собрав средства, приступил к строительству на Новоторговой ул. Украинского Национального дома, возводившегося безвозмездным общественным трудом харбинских украинцев. "Украинцы, как муравьи, трудятся над созданием своего Дома ",- писала газета. На одной из известных мне фотографий начального периода строительства на переднем плане запечатлена стройная подтянутая фигура человека во всем черном. Так было увековечено посещение стройки адмиралом А.В.Колчаком , который находился в это время в Харбине. Постройкой Дом был закончен к 1920 г. и представлял собой великолепное 3-этажное здание, с флигелями и надворными постройками, в котором разместилась Покровская церковь (с 1922 г.), начальная украинская школа, Первая Украинская смешанная гимназия (с августа 1920г.), библиотека и театр, обретший таким образом, наконец, свое постоянное место. Позднее центром религиозной жизни украинцев стала Св.-Покровская церковь на Старом кладбище (угол Большого пр. и Мукденской), находившаяся в ведении украинского прихода и построенная в 1930 г. (до последнего времени - единственная действовавшая в Харбине). Она представляла собой уменьшенную копию разрушенного коммунистами Иркутского Кафедрального собора . Людмила Матвеевна Пенжукова отмечает ее поразительное сходство с бывшей Греческой церковью в Петербурге на Лиговском проспекте (Пенжукова Л.Харбин, Большой проспект // газ. Харбин (Новосибирск), апрель 1992, *2/9). Многолетним настоятелем этой церкви был протоиерей о. Николай Труфанов . Сложная ситуация на Украине с 1917 г.- немецкая оккупация, присутствие советской власти, стремление к национальному самоопределению, белые, красные, зеленые, создание Украинской Народной Республики, Украинской Центральной Рады,- оказывали сильнейшее влияние на жизнь украинской колонии в Харбине. В ее среде были исключительно активны различные политические течения, отражавшие эту сложную социальную и политическую обстановку на родине и на Дальнем Востоке (вначале - с 1917г.): легализация деятельности и оживление национальной работы, ориентация на Дальневосточную Республику , на атамана Г.М.Семенова и других, последовавший затем разгром большевиками после ноября 1922 г. украинских организаций на русском Дальнем Востоке (совершенно иная ситуация сохранялась в этом отношении в Харбине), репрессии в отношении украинских национальных деятелей ). И среди многочисленных украинских союзов, товариществ, кружков и пр. существовал глубокий раскол и постоянно шла глухая или открытая борьба. С усилением в Харбине советского влияния, активизации профессиональных союзов, в особенности т.н. Дорожного комитета на КВЖД (дорком) эта борьба среди украинцев еще более обострилась. Грубо говоря, она свелась к противостоянию "белых" и "красных", но и у тех, и у других были очень сильны националистические настроения. Украинский дом находился первоначально в руках националистических антибольшевистских сил. Однако коммунисты, несмотря на сопротивление последних, все же сумели завладеть и клубом, и домом. Украинский клуб в апреле 1924г. был возвращен его основателям (старому комитету, председателем которого являлся известный в Харбине учитель танцев Н.А.Белый ); дом же оставался в руках доркомовцев, а затем попал в распоряжение начавших открыто действовать в Маньчжурии советских сил, сделавших Украинскую гимназию первым в Харбине советским средним учебным заведением, изъятым из ведения харбинского муниципалитета и перешедшим с 1925г. в подчинение Отдела народного образования СССР(!) в Особом районе восточных провинций. При этом она получила название 5-я Украинская школа I и II ступени (заведующий школой М.Н.Кулеш). Несмотря на все свои внутренние политические столкновения, украинцы осуществляли в Харбине большую культурно- просветительскую деятельность, стремились сохранить национальную самобытность, вели крупную благотворительную работу, оказывали населению широкую правовую помощь, чему способствовало то, что среди украинцев было много видных профессоров, юристов, учителей, предпринимателей, известных артистов. Председателем Украинской колонии был в свое время профессор ХПИ Виктор Аркадьевич Кулябко-Корецкий . Инженер-электрик, прекрасный специалист и лектор, он был одним из основателей Института, а позднее деканом электрического и механического факультетов другого русского высшего учебного заведения в Харбине - Северо-Маньчжурского университета . Читал лекции по телеграфии. По воспоминаниям его бывших студентов, говорил с сильным украинским акцентом. Вступительную лекцию по своему предмету начинал так: "Телег(р)афия - слово не (р)усское. Далее, "теле" - значит - "ызда-ли", "г(р)афия"-"пышу". (Букву, заключенную в скобки, не выговаривал.) - "Пышу ыздали". Для студентов это был живой материал, и поэтому они так Виктора Аркадьевича за глаза и называли: "Пышу ыздали". Но пользовался он у студентов большим уважением" (Что сохранилось в памяти // Политехник, 1973, *5, с. 20). Напомню еще один забавный случай - техническую неудачу у Виктора Аркадьевича на традиционном балу в пользу недостаточных студентов в декабре 1923 г. Профессор установил на балу трансляцию музыки на все Железнодорожное собрание. Все были полны радостного ожидания: еще бы - появилась возможность танцевать всюду, на всех этажах. Так и произошло. Но ненадолго. "Усилители отказались "усилять" на втором фокстроте",- комментировали потом присутствовавшие. Опять же вопреки политическим неурядицам, в украинской колонии Харбина процветало национальное искусство, которое, как я уже отмечал в первой книге, было любимо харбинцами. Существовали прекрасная украинская драматическая и опереточная труппа, великолепный хор. Драматическая труппа (режиссер - артистка Е.Г. Давыдова, артисты Марья Свит, Е. Ильчук, В.Милько, П.Лисуненко, И.Лавровский, В.Г.Энгельгардт и другие) ставила такие пьесы, как "Запорожец за Дунаем", "Ой, не ходи Грыцю", "Наталка- Полтавка", "Майская ночь", "Ночь под Ивана Купала", "Нещасне кохания", "Ночь под Рождество" и другие (Политехник, *10, с. 161). Примадонной украинской оперетты была Л. Беспечная. Хором руководил В.С. Лукша. Приблизительно в это же время стал делать свои первые шаги на музыкальном поприще и другой украинец - выдающийся музыкант, скрипач мирового уровня - Александр Артамонович Дзыгарь . Мы провели с ним вместе немало времени, записывая его яркие воспоминания. Александр Артамонович родился 26 августа 1918 г. и в декабре того же года потерял отца. Мать Мария Гавриловна вторично вышла замуж за Григория Евстафевича Сосика - служащего Сыскного отделения Главного полицейского управления Харбина, советника ген. Дэна . Александр Артамонович с полным основанием называет его своим отцом. Отмечает, что тот играл на всех музыкальных инструментах, обладал абсолютным слухом. Семи лет мальчик поступил во 2- ю Сунгарийскую школу, а через два года его перевели в гимназию известного харбинского педагога Андерса. О своем приобщении к музыке он рассказывает так: "Слышу разговор, отец говорит: "Я решил, что Нату (сестру) будем учить на скрипке" (а она уже играла (училась) на фортепьяно). Я встал на дыбы. Почему Ната?! Я хочу!.. Устроил скандал, поднял крик, топал ногами. Мама говорит: - Действительно, почему все одной Нате. Устроили совет. Папа: - Наше решение такое: у кого будут лучшие отметки в первом полугодии, тот получит скрипку. А у Наты по одному предмету вышла тройка. Папа купил скрипку. Для начала учителем взяли регента из старой Благовещенской церкви,- вспоминает далее Александр Артамонович.- Милый был человек, аккуратно приходил к обеду или ужину. Не докучал. Жил тут же при церкви. Мама водила меня за ручку к нему на урок. Но когда на музыкально- вокальном вечере (устраивался дважды в год) меня услышал Генрих Рении, то он пришел в ужас: как я держу инструмент, из трех нот две фальшивых.- У кого занимался.. Но это же ужасно, это немыслимо. Это не балалайка вам. Скрипка - это царица музыки.
И инструмент хороший нужен. И он дал адрес своего наставника Вадима Илиодоровича Дмитриева, который учился в Петербургской консерватории по классу скрипки у замечательного мастера, профессора Вальтера, одного из лучших учеников прославленного Ауэра. Дмитриев жил на Конной, 34; привил мне любовь к скрипке, исправил постановку рук, научил правильно извлекать звуки. Был очень требовательным, но в меру. За уши не драл. Имел систему, проверенную временем. Научил точной интонации - технической и мелодической". Так начал формироваться будущий большой талант. Скрипач Александр Артамонович Дзыгарь проживает в настоящее время в Москве. Украинская колония вносила в жизнь Харбина свой яркий колорит. В начале 1918 г. прибывший в Харбин артист Театра Петроградской музыкальной драмы М.П. Пантелеев, наблюдая богатство певческой жизни Харбина, наличие здесь прекрасных голосов, предложил создать в городе большую хоровую капеллу , которая бы объединила как профессионалов, так и любителей и провела несколько концертов. Руководство капеллой было вверено преподавателю пения Коммерческих училищ Петру Николаевичу Машину , помещалась она тоже в классе пения училищ (прекрасно оборудованном!). Была объявлена запись желающих участвовать в капелле, давшая огромное число любителей хорового пения. Проводились прослушивания и отбор. В конечном счете, капелла в составе 45 хористов сформировалась из сил местных церковных хоров, других находившихся в Харбине певцов и певиц, сильной артистической молодежи. В программу исполнения предполагалось ввести отрывки опер, сольные выступления и, главным образом, ораториальную музыку - "величественную и прекрасную, но, к сожалению, мало развитую в провинции". Начались регулярные спевки. Вдумчивый и опытный руководитель капеллы П.Н.Машин приложил титанические усилия к формированию замечательного творческого коллектива. Несколько слов о нем самом. Но вернусь к капелле. При ней были организованы классы: Сольного пения (руководитель артистка русской оперы А.Н. Лукьянова); Сольфеджио и теории - артист русской оперы А.М.Степанов; Хорового пения - П.Н.Машин; Выразительного чтения - М.П.Пантелеев. Занятия были платные, от желающих не было отбою. Усиленные спевки позволили капелле в пятницу 11 октября 1918 г. дать в Желсобе первый концерт. Его обширная программа состояла из произведений для хора Рахманинова, Чайковского, Калинникова, Черепнина, Шумана, Рубинштейна, музыкальной мозаики Давидовского, народных русских песен. Второе отделение составили дуэты, трио и квартеты, исполнителями в которых были Каплунова, Терешкова, Покропивная, Пантелеев, Сорокин, Машин, Глужинский, Мухин, Васильев и другие. Концерт прошел с огромным успехом, хотя критики и отметили, что программа перегружена. За первым концертом последовали другие. Во время харбинской кампании помощи голодающим советской России в 1921-1923 гг . (об этом ниже), на одном из вечеров для сбора средств Машину удалось написать музыку к воззванию патриарха Тихона о помощи голодающим. Это воззвание, с чувством пропетое артистом - басом В.Г.Воиновым в сопровождении хора, произвело на собравшихся незабываемое впечатление и в значительной мере способствовало успешному сбору средств. На том же вечере С.Д.Диагарин представил инсценированную им лермонтовскую "Песню про купца Калашникова"; все роли исполняли учащиеся, только роль Гусляра - П.Н.Машин. На вечере большой успех имела также лотерея под вывеской "Не обманешь - не продашь", лотерейный барабан крутила А.П.Топоркова. Теперь о Петре Ильиче Чайковском, тесно связанном с церковным и хоровым пением, и о традиции исполнения в Харбине его полной Литургии. 15 ноября 1918 г. Харбин торжественно отметил 25-летие со дня смерти великого русского композитора, оставшееся незамеченным в советской России. В "Вестнике Маньчжурии" была помещена статья "П.И.Чайковский". Капелла Машина и лучшие музыкальные и артистические силы Харбина устроили грандиозный вечер из произведений композитора, отразивший основные области его творчества: хоровое пение, светское и церковное, вокальные номера, камерная музыка, балет, инструментальная музыка (программа оказалась перегруженной). А еще ранее, в воскресенье 10 ноября, в Св.-Николаевском соборе при большом стечении молящихся - почитателей покойного композитора - была отслужена торжественная панихида. Во время богослужения хором собора под руководством регента В.С.Лукша (в прошлом дирижера хора Архангельского в Петербурге) были исполнены все песнопения литургии Иоанна Златоуста, Опус 41 П.И.Чайковского. "Нежнейшие тона и могучие звуки вызывали чувства волнения и умиления",- писала газета. С этого времени и установилась традиция ежегодного исполнения 25 октября хором главного храма Харбина - Св.- Николаевского собора - этого замечательного творения русского гения. Теперь о драматическом искусстве . Мой отец пишет: "С театральными постановками у меня связано меньше воспоминаний, и это в основном потому, что большое количество спектаклей, которые давались артистами-профессионалами, проходили в Коммерческом собрании или в Театре Городского сада - в части города, называемой Пристанью . Проживающим же в другой части Харбина - в Новом Городе - посещать эти спектакли было весьма затруднительно из-за отсутствия в то время в Харбине трамвайного и автобусного сообщения. Извозчиков тоже было недостаточно, поэтому шагать несколько километров, да еще по морозу, мало кого устраивало. Не устраивало это и нас, учащихся, живших в Новом Городе - и по причине дальности, затраты большого количества времени и, главное, по занятости приготовлением уроков. Мы же, жители Нового Города, посещали Железнодорожное собрание, где ставили спектакли (для учащихся дневные) артисты-любители, включавшие иногда в свои спектакли артистов-профессионалов. Так, например, с приездом братьев Дальгейм была поставлена пьеса "Уриэль Акоста"; с артистом К.Зубовым шла пьеса "Хорошо сшитый фрак" и другие. С успехом проходили также постановки "Трильби", "Горе от ума", "Ревизор", "Мадам Санжен". Во время гастролей артистки МХАТ - Ведринской ставились: "Светит, да не греет", "Таланты и поклонники" и т.д. Культурная жизнь Харбина никогда не прекращалась. Периодически устраивались концерты хоров и оркестров, читались популярные и научные лекции, устраивались художественные выставки." Ниже я буду иметь возможность рассказать об этом подробнее, а здесь, конечно, следует продолжить разговор о драматическом театре в Харбине. Как мы можем судить по свидетельству И. Мозжухина, в городе, даже после развертывания в России революционных событий, сохранялись приличные условия жизни, и с 1917- 1918 гг. Харбин становится настоящей Меккой для российских артистов, начинавших стекаться сюда из Центральной России и Сибири от голода и ужасов гражданской войны. Здесь постепенно собираются актеры и режиссеры со многих театральных сцен России, что способствовало пышному расцвету в Харбине театрального искусства. Судите сами: в 1922 г. в городе было зарегистрировано 500 работников сцены, в том числе 300 актеров. Обратной стороной этого явления была, конечно, жестокая безработица в актерской среде. Острая конкуренция приводила к тому, что в это время в харбинских театрах наряду с русскими драматическими произведениями классического и нового репертуара ставились новинки парижских театров (их тотчас же переводили здесь с французского языка). Оформлять спектакли кое-как тоже было нельзя из-за сильнейшей конкуренции,- постановки отличались, как отмечали рецензенты, "исключительной тщательностью и художественностью". На сценических площадках Железнодорожного собрания и Летнего театра в Городском саду выступали актеры, работавшие в дирекции Е.М.Долина и М.А.Смоленского. В состав труппы входили Н.А.Терская, Журавлева, В.Н.Ищенко, О.И.Алексеева, К.А.Зубов, С.Д.Диагарин, Я.А.Варшавский, М.А.Смоленский, Диомидовский, другие.
Были поставлены, в частности, пьесы: "Осенние скрипки" Ильи Сургучева, бывшая ранее под запретом драма М.П.Арцыбашева "Война (Бойня)", "Младость" Л.Андреева (в 1917г. в Харбине она была поставлена 17 раз!), "Тайна Охранки" М.Горького, которую анонсировали как "злободневную комедию репертуара столичных театров", "Наши спекулянты", "Рабыни веселья" В.Протопопова, "Вишневый сад" А.П.Чехова, "Горький цвет" Алексея Толстого. В рецензии на постановку этой малоизвестной сегодня вещи маститого автора говорилось, что спектакль пользовался в 1917 г. в столичных театрах большим успехом, и не случайно: он ярко и талантливо "рисует накипь жизни последнего времени". "Здесь все есть,- писал рецензент "Мистер Дий",- и "старец", развратничающий и пьянствующий в своем скиту, но к которому огромная округа ходит на поклон, в поисках разрешения своих мелких житейских интересов; здесь и спивающийся, беспринципный и безвольный аристократ, продающий себя в мужья мещанке во дворянстве; здесь и проходимец, и дьячок, и колоритные бабы и девки из скита старца; здесь и друг дома, и обманутая, брошенная аристократом швея. И все персонажи живут, все больше и больше затягивая свои переплетающиеся интересы. Пьеса написана с большим, присущим автору, мастерством и как характерная страница недавних дней смотрится с неослабевающим интересом. В исполнении труппы Долина, пьеса прошла прилично. Тонко зарисованный, красивый образ, заливающего горе своих дней аристократа, из- за выгоды вступающего в брак,- дал г. Зубов. Удивительно колоритную фигуру дьячка, приживальщика "старца" дал Диагарин. Гораздо слабее, в роли "старца" был г. Диомидовский. Для зарисовки этого типа не нужны были утрированные грубые мазки: сама жизнь давала его образ. Много проигрывал тип Володьки- бродяги в исполнении г. Смоленского, изобилие шаржа, давая дешевый успех, всегда отражается на создаваемом образе. Хороший образ обманутой швеи дала г- жа Тверская. Г- жа Владимирова, игравшая в этой пьесе центральную роль - мещанки во дворянстве, купившей себе мужа, была слишком подвижна. Но в общем пьеса была поставлена хорошо и имела заслуженный успех". 30 августа театр посвятил Г.Ибсену, поставив его "За грехи отцов (Призраки)", запрещенную в Германии в течение последних 20 лет. Труппа ставила и спектакли для детей. Закрылся сезон 9/22 сентября бенефисом Е.М.Долина. О людях, ведущих в театре организационную и подготовительную работу и стоящих в стороне от сияния рампы, обычно упоминают мало. Хочу отойти от такого обыкновения и рассказать о замечательном деятеле харбинского театра. Ефим Михайлович Долин. См. Долин Ефим Михайлович В 1918-1922 гг. в Харбинском Механическом собрании работало также Товарищество артистов драмы - Театр ТАРД, как они себя называли, под управлением Терского. Труппа поставила много интересных вещей, в том числе "Царевну- Лягушку" (Вестник Маньчжурии, 1918, *228). В 1919 г., наряду с названными выше местными труппами и Театром настроений артистки Московского Драматического театра О.Н.Ольгиной, в Харбине выступал молодой коллектив Петроградского передвижного театра "Зеленое кольцо", поставивший "Апостол Сатаны", "Над пучиной" и другие пьесы. В конце года харбинцы неожиданно узнали популярного в городе актера К.А.Зубова и как артиста кино. В кинотеатре "Глобус" (на Биржевой ул.) начали демонстрировать боевик Ханжонкова "Крылья ночи", в котором Зубов играл вместе со Стрижевским. Я уже не раз упоминал имя талантливого актера и режиссера, театрального педагога К.А.Зубова. Пора рассказать об этом артисте подробнее, хотя известные биографические сведения о нем остаются пока скудными. См. Зубов Константин Александрович Вернусь к театральной жизни начала 20-х. Драматическая труппа антрепренера Леонтия Яковлевича Патушинского (театральные площадки Желсоба и Летнего театра) ставила спектакли один за другим; режиссерами были Зубов, Зиновьев и Варшавский. Вот выборочный список премьер: "Вера Мирцева", "Золотая клетка" Островского, "Мечта любви", "Касатка" А.Н.Толстого, "ПавелI" Мережковского, "На дне" Горького, "Враги" Арцыбашева, "Мария из Магдалы"; несколько пьес Леонида Андреева: "Дни нашей жизни", "Анфиса", "Не убий", "Тот, кто получает пощечины". 1 июля 1920г. был дан "Маскарад" М.Ю.Лермонтова в постановке главного режиссера Александра Львовича Зиновьева . Он ставил "Маскарад" еще в Москве у Корша, где его постановка имела большой успех. Такой же успех сопутствовал постановке и в Харбине. К сожалению, этот талантливый актер и режиссер по каким-то причинам вскоре застрелился во Владивостоке. 26 июня в Желсобе прошла премьера пьесы Пьера Луиса "Женщина и паяц" (история любви в 4-х действиях и 5-ти картинах); роль Кончи Перес (Женщины) исполняла Н.А. Терская, Дона Матео (Паяца)- К.А.Зубов. Специальные декорации к пьесе были сделаны по эскизам художников Шубаневича и Августинопольского. 14 августа был поставлен "Царь Эдип". Рецензии на спектакль, в частности, в "Заре" от 17 августа, были сдержанными по тону. Пьеса харбинским зрителям явно не понравилась. В зимнем театральном сезоне 1920/1921гг. в Коммерческом и Железнодорожном собраниях играла труппа нового, организованного К.А. Зубовым Товарищества "Русская драма". Ядро ее составили артисты труппы Патушинского в составе: Н.А.Терская, В.П. Казакова, В.Н.Струйская, Л.Н.Княжевич, О.Н.Яновская, В.Л.Лялина, К.А. Зубов, А.Л.Зиновьев, Я.А.Варшавский, А.В.Горский, М.А.Смоленский, М.В. Тольский, С.Д.Диагарин. Художественным руководителем являлся А.Л. Зиновьев. Был намечен серьезный репертуар, и сезон открылся 1 ноября. Завершу отрывком из "Русского голоса" от 4 октября 1923г., подводящего какой-то итог деятельности К.А.Зубова за прошедший период: "Артист на своих плечах вынес все новые постановки драматических трупп. Без Зубова харбинец не мыслит себе театр. И действительно! Кому не памятны вдохновенные образы Бетховена, Дантона, Сирано де Бержерака и целого ряда других в блестящей передаче К.А.Зубова. Подлинный талант Зубова, умевшего на лету проникать в сущность нового для него типа, играть "нутром", все скрашивал и заставлял все забывать". В том же театральном сезоне совершенно новое предприятие для Харбина собирался осуществить Е. М. Долин в снятом им для этой цели театре "Модерн". Он организовал труппы: оперную, опереточную и драматическую, типа "миниатюр". Предполагалось два раза в неделю ставить спектакли каждого жанра, причем оперы и оперетты должны были пойти полностью - с оркестром, хором и балетом. Открытие сезона намечалось на 20 октября. Труппа Долина уже ехала из Владивостока в Харбин на этот зимний сезон, пересекла маньчжурскую границу (сам Долин остался по делам в Пограничной), и тут в ночь на 20 октября 1920 г. на 1328 версте Восточной линии КВЖД, в 4 верстах на запад от ст. Тайпинлин произошла тяжелейшая в истории дороги катастрофа : столкновение двух поездов - *5 и *6. Было большое число человеческих жертв, погибла почти вся группа артистов. Харбин был потрясен. 23 октября состоялось собрание артистов, литераторов и художников города с вопросом об организации помощи пострадавшим и их семьям. Предложение нашло единодушную поддержку. Было решено устроить в городе гала-концерты артистов Харбина, Симфонического оркестра, оперы, драмы, оперетты - одним словом, дать грандиозную программу, направив вырученные средства на помощь пострадавшим. Такие концерты прошли в Желсобе 26 октября, в Коммерческом собрании - 27 октября. Похороны погибших артистов состоялись во Владивостоке, в Эгершельде - 27 октября. Намечавшийся грандиозный суперсезон оказался сорванным. В номере "Зари" от 17 августа 1920г. я вдруг увидел поразившее меня объявление:
Городской Сад Драматическая труппа Харбин- Пристань Л.*Я.*Патушинского Сегодня во вторник 17 августа Бенефис Томского Василия Ивановича Пойдет известная пьеса А.*Чехова "Вишневый сад" Постановка Зиновьева Увидеть вдруг на афише далекого 1920 года столь хорошо знакомое харбинцам по 40.50-м годам имя Томского было приятно и неожиданно. Наверное, далеко не все (во всяком случае, я в том числе) знали, что наш любимый артист выступал в Харбине еще и в такие ранние годы. Молодой актер В.И.Москвитин-Томский, ученик Владимира Николаевича Давыдова, играл в тот день роль Лопахина. Чтобы представить читателю значительность В.И.Томского - артиста, режиссера и педагога,- скажу вот еще что. Думаю, не всем также известно, что 25 мая 1943 г. в Харбине был поставлен юбилейный Парадный спектакль Драматического ансамбля этого, уже заслуженного артиста - нашумевшая еврейская комедия Жака Деваля "Патриот". В честь юбилея большой друг Томского - Евгений Самойлович Кауфман - даже издал специальную брошюру, в которую вошли: статья самого В.И.Томского "Пять лет", воспоминания друзей артиста, приветствия в его адрес от общественных деятелей Харбина, стихотворения местных поэтов. Весьма любопытная, скажу вам, книжечка, и сегодня - большая редкость. Кауфман, в частности, вспоминал: "Василия Ивановича Томского я знаю 25 лет. С 1918г. я видел его на сценах то владивостокских, то харбинских театров. - Способный актер,- говорили о нем старшие коллеги по сцене,- но забубенная головушка! Сам губит свою карьеру. В конце 1932 года я встретил Василия Ивановича в Шанхае. От забубенной головушки не осталось и воспоминания. Это был прекрасный работник сцены, первый артист единственной в те поры в Шанхае русской драматической труппы и ее ответственный администратор." А поэт Михаил Шмейссер в посвященном В.И.Томскому стихотворении писал: "И когда поток рукоплесканий Рушился на сцену, все дробя, Все глаза и все сердца искали С чувством благодарности тебя. Это ты, владея Божьим даром, Властвовал на сцене и царил, Это ты своей игры пожаром Все сердца и мысли озарил. Какой же юбилей тогда справлялся. Казалось бы, очень скромный. Всего пятилетие работы артиста в Харбине (24 мая 1938 г.- 24 мая 1943 г.). Вроде бы чего там отмечать! Только-то пять лет. Но за этот короткий срок В.И. Томский поставил на харбинской сцене 700 спектаклей. Семьсот!.. Я перешел от К.А.Зубова прямо к В.И.Томскому, и это произошло только по логике изложения материала. Но раз уж так получилось, то следует сразу же сказать, что какого-либо разрыва в драматических постановках в Харбине между 20-ми и 40-ми годами, конечно, не было. И в 30-х годах развитие театрального искусства в городе не прекращалось, и своего рода "мостиком" от начала 20-х годов к В.И.Томскому в 40-х была активная творческая работа артиста и режиссера Александра Сергеевича Орлова . Ссылки:
|