Приверженность Екатерины идеям Просвещения в значительной мере
предопределила то, что для характеристики внутренней политики
екатерининского времени часто используется термин «просвещённый
абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в
жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному на трудах французского
философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата
обусловливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя
из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление
бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы
управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, приверженцем
которых на словах она являлась, не соответствовали её внутренней политике.
Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и
выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм
эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Вопреки этим
идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных
крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие
предоставления ещё больших привилегий дворянству. В целом историки
характеризуют её политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки
частым высказываниям императрицы о её «неусыпной заботе о благе всех
подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же
фикцией, как и в целом в России XVIII века.
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на
классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине
уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были
открыты
Смольный институт благородных девиц,
Воспитательное общество благородных девиц.
Академия наук стала одной из ведущих в
Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет,
анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские,
типография, библиотека, архив.11 октября 1783 года основана Российская
академия.
Вместе с тем историки невысоко оценивают успехи в области образования и
науки. А.Труайя указывает, что работа академии строилась в основном не на
выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых
(Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и
др.), однако «пребывание всех этих ученых в Петербургской академии наук не
обогатило сокровищницу человеческих знаний». Об этом же пишет В. О.
Ключевский, ссылаясь на свидетельство современника Манштейна. То же
относится к образованию. Как пишет В. О. Ключевский, при учреждении
Московского университета в 1755 г. в нём числилось 100 студентов, а спустя
30 лет — лишь 82. Многие студенты не могли сдать экзамены и получить
диплом: так, за все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого
диплома, то есть не сдал экзамены. Учёба была организована плохо (обучение
велось на французском или на латыни), а дворяне шли учиться весьма
неохотно. Такой же недобор студентов был в двух морских академиях, которые
не могли набрать даже 250 учеников, положенных по штату
В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге —
Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и
воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.
Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина решила подать
подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768года прививку от
оспы сделали самой императрице. Среди первых привитых оказались также
великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна. При
Екатерине II
борьба с эпидемиями в России стала приобретать
характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг
обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы
форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в
центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».
Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы
для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд
фундаментальных трудов по вопросам медицины.