|
|||
|
Невозвращенные калмыцкие территории
Другая проблема, доставшаяся в наследство от 1943 г., - невозвращенные территории. Два района, отрезанные в пользу Астраханской области, территория 13 станиц Калмыцкого района Ростовской области, Черные земли, ставшие арендными выпасами для Дагестана, - все эти территории не возвращены и вряд ли будут возвращены Республике Калмыкия. В настоящее время объявлен мораторий на территориальные претензии. Почему возвращение земель калмыки считают важным? Упомянутые территории Астраханской области были самыми плодородными землями, находившимися во владении калмыцкого народа, здесь был большой выход к Волге, что позволяло заниматься и рыбным промыслом, и садоводством или овощеводством, ведь именно к Волге пришли в XVII в. ойраты, чтобы осесть на этих землях и стать калмыками. Именно эти районы были историческим центром культурной жизни калмыцкого общества в начале прошлого века вплоть до 1936 г., когда столицей республики была объявлена Элиста. Как раз в этих пределах находится единственный сохранившийся в России калмыцкий буддийский храм - Хошеутовский хурул . Как сказал на Первом съезде калмыцкого народа историк А.Наберухин, "представить Калмыкию без Калмбазара и Шамбая (эти населенные пункты расположены ныне на территории двух районов Астраханской области) - все равно что Узбекистан без Бухары и Самарканда". Возвращение территорий рассматривается как территориальная реабилитация, необходимая часть всего реабилитационного процесса. Как это случалось и с другими нежелательными темами, то, о чем нельзя было написать историку, было легче сделать литератору. Первые произведения о Сибири были написаны в 60-е гг., это - "Три рисунка" А.Балакаева, "Когда человеку трудно" А.Джимбиева, "Золото в песке не теряется" А.Бадмаева, где о ссылке калмыков не говорится прямо, но главные герои живут в Сибири, и живут трудно. Но стихотворение Кугультинова "От правды я не отрекался" , написанное в 1956 г. и блестяще переведенное на русский язык Юлией Нейман, стало любимым для целого поколения. Мне рассказывали не раз представители разных поколений о роли именно этого стихотворения в разных жизненных ситуациях. Так, накануне XIX партконференции калмык, проживавший в Москве, выступал на политзанятии с основным докладом, как это было принято в те годы в партийных организациях. Единственный вопрос, который ему был задан после выступления, был такой: за что сослали калмыков? В ответ немолодой человек прочел на память это стихотворение, после которого стала ясна несправедливость обвинения одних людей за вину других, поскольку ему удалось перевести коллективное обвинение на персональный уровень. "В то время гнев несправедливый, дикий Нас подавил.- И свет для нас потух. И даже слово самое - "калмыки" Произносить боялись люди вслух! Не потерял я совести и страха, Не позабыл природный свой язык, Под именем бурята иль казаха Не прятался. Я был и есть калмык [ 382 ]. А молодые люди, приехавшие в Калмыкию в конце 1950-х гг. и еще переживавшие травму изгойства, повторяли это стихотворение "как молитву". Я его прочел в 16 лет. Это - боль, которую Кугультинов выразил. Тогда это стихотворение было у всех на устах. Я помню, ребята выпьют, обнимутся, станут в круг и читают его хором со слезами на глазах [ 383 ]. Однако это известное стихотворение, появившееся в период оттепели, перестали печатать после первых политических заморозков. Я училась в средней школе в Элисте в застойные годы, и мы подробно изучали творчество Д. Кугультинова, многие его стихи мы учили наизусть, но о существовании этого стихотворения я узнала после перестройки. Также после перестройки я прочла и малоизвестную поэму любимого в республике поэта Семена Липкина "Ты виноват". Что же ты стоишь, техник-интендант? (Впрочем, ты уже будешь тогда капитаном.) Видишь ты эту теплушку? Слышишь ты эти крики? Останови состав с высланным племенем: Поголовная смерть одного, Даже малого племени Есть бесславный конец всего человечества! Останови состав, останови! Иначе - ты виноват, ты, ты, ты виноват! [ 384 ] Ссылки:
|