Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Фильм по сценарию Галича о Шаляпине

Аналогичная судьба постигла и фильм о Шаляпине. В феврале 1971 года начались актерские пробы, а 25 июня председатель Госкино Алексей Романов издал приказ о запуске в подготовительный период полнометражного цветного фильма "Слава и жизнь". В третьем пункте приказа говорилось: "Главному управлению художественной кинематографии установить киностудии им. Горького объем затрат на производство двух полнометражных художественных фильмов "Слава и жизнь" и "Последнее целование", переходящих на 1973 год, в сумме 1800,0тыс. руб. (в отпускных ценах)" [ 1145 ]. Однако вскоре выяснилось, что "объем работ по представленным режиссерским сценариям картин "Слава и жизнь" и "Последнее целование" значительно превышает стоимость, установленную приказом Кинокомитета от 25 июня 1971 года (*363) на производство этих картин" [ 1146 ]. В результате 22 октября 1971 года директор Студии имени Горького Г.Бритиков , ссылаясь на письмо председателя Госкино Романова от 18-го числа, распоряжается все работы по фильму о Шаляпине прекратить, а Марку Донскому предписывает вернуться к исполнению обязанностей художественного руководителя 1-го творческого объединения Студии имени Горького [ 1147 ]. Этим документом заканчивается дело фильма "Федор Шаляпин" , хранящееся в РГАЛИ, но не заканчивается история с его постановкой.

Узнав, что работы по производству фильма свернуты, 15 декабря 1971 года Марк Донской обращается с письмом к "лично к Леониду Ильичу", где просит его оказать содействие в финансировании картины: "Зарубежные фирмы, узнав, что я собираюсь делать фильм о Шаляпине, не замедлили предложить свои услуги на совместную постановку. Я отказался, так как считаю, что такой фильм нужно делать только в нашей стране. И вот сейчас, когда сценарий закончен и проведена большая подготовительная работа, назрела необходимость запуска их в производство, я столкнулся с трудностями. Комитет кинематографии и дирекция Студии им. М.Горького доброжелательно относятся к осуществлению этих сценариев, но на постановку "Федора Шаляпина" могут выделить 1 миллион 800 тысяч, а по расчетам на производство этих двух картин необходимо 2 миллиона 800 тысяч и 150 тысяч иностранной валюты.

Нельзя, не имеем права бедненько делать эти фильмы, тем более что хочу показать миру величие искусства нашей Родины, интеллектуальный уровень народа нашего. <...> Я убежден, что доход от этих двух фильмов даст государству во много раз больше средств (а также валютных поступлений), чем я прошу на их постановку. <...> Я был бы весьма благодарен, если б у Вас нашлось время для личной беседы" [ 1148 ].

Через три недели на это письмо поступил ответ в виде "Справки Отдела культуры ЦК КПСС по поводу письма М.Донского Л.И.Брежневу" от 7 января 1972 года: "Кинорежиссер М.С.Донской просит оказать содействие в увеличении ассигнований на постановку фильма "Федор Шаляпин". Как сообщил Комитет кинематографии при Совете министров СССР (т. Баскаков В.Е.), в настоящее время М.С.Донской работает над созданием фильма о Н.К.Крупской. Вопрос об ассигнованиях на постановку картины "Федор Шаляпин" может быть рассмотрен только при составлении плана производства фильмов на 1973 год и в том случае, если автор представит новый вариант сценария, который по своим идейно- художественным качествам будет признан годным для постановки. Что касается содержащейся в письме просьбы о беседе, то считали бы целесообразным рассмотреть ее также несколько позже, после окончательного решения вопроса о постановке фильма, посвященного Ф.И.Шаляпину.

Ответ М.С.Донскому сообщен" [ 1149 ]. Как видим, прямой связи с исключением Галича из Союза писателей нет, и даже после его исключения из Союза кинематографистов предпринимались попытки возобновить съемки. Какой-то американский меценат, один из многочисленных зарубежных поклонников Галича, которые появились после его поездок в Париж в первой половине 60-х годов, предложил проспонсировать постановку фильма. Галич был этому, конечно, рад, но разве от него зависело принятие окончательного решения? Пришлось ему порекомендовать меценату обратиться к тогдашнему министру культуры Фурцевой , которая ответила отказом. Положение попытался спасти Марк Донской - мол, фильм хорошо бы снимать и в Париже, и в Америке. "Все отлично можно снять и в Риге",- отрезала Фурцева [ 1150 ]. Чтобы спасти положение, было решено изъять из титров фамилию Галича, который находился в опале: "Когда фильм закрыли,- рассказывает Алена Архангельская,- Марк Семенович спросил у папы разрешения, в надежде, что ему разрешит Фурцева фильм доснять, он просил разрешения снять авторство Галича. Он сказал: "Саша, ну ты деньги уже получил. Я тебе потом отдам тиражные. Давай, чтобы фильм все- таки пошел". И отец пошел на это, то есть он разрешил Донскому написать как бы под его именем" [ 1151 ]. В августе 1972 года Владимир Ямпольский по командировке прибыл из Якутии в Москву, а незадолго до этого ему попался на глаза выпуск газеты "Известия", в котором сообщалось о начале съемок двухсерийного фильма "Федор Шаляпин" по сценарию Галича. Ямпольский обрадовался - решил, что Галич теперь не останется без работы. Однако, как только он начал поздравлять Галича с началом съемок и назвал фамилию Донского, Ангелина Николаевна его прервала: "Володя, "Марк Донской" произносить в нашем доме запрещается. Табу". Когда она ушла к себе в комнату, Ямпольский спросил у Галича, что произошло. Тот ответил: "А ничего не произошло и не произойдет. Одна морока". - "Так что, фильма не будет?" - "Не будет". И Галич рассказал мне, что Марк Донской сначала предложил себя в соавторы (и Галич согласился), затем вообще объявил автором себя (Галич и на это согласился), затем долго морочил Александру Аркадьевичу голову какими-то условиями и оговорками, а вскоре и вовсе ушел от постановки фильма" [ 1152 ]. Когда стало ясно, что фильм не состоится, к Галичу обратились представители итальянского телевидения и даже сын певца, киноактер Федор Федорович Шаляпин , с просьбой продать сценарий и возобновить производство фильма, однако сценарий Галичу был уже недоступен. В результате фильм так и не был снят.

Почти 30 лет сценарий пролежал на полке и впервые был опубликован лишь в 1999 году [ 1153 ] - он представляет собой один из ранних режиссерских вариантов Марка Донского, а сколько в нем осталось от участия Галича, можно только догадываться. Вообще же, в РГАЛИ в фонде Марка Донского хранятся свыше двадцати вариантов сценария о Шаляпине - с 1967 по 1970 год. Все они еще ждут своего исследователя.

Ссылки:

  • ПОЛСЕ ФЕСТИВАЛЯ БАРДОВ ПЕСНЯ-68 ГАЛИЧ СЧИТАЕТСЯ АНТИСОВЕТЧИКОМ
  • Галич: перед грозой
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»