|
|||
|
Сценарий Галича Федор Шаляпин
Летом 1968 года Галич с женой жил в гостинице в подмосковной Дубне , где вместе с режиссером Марком Донским работал над сценарием к фильму "Федор Шаляпин" (другое название - "Шаляпин и Горький"), который им заказала Киностудия имени Горького. Картина задумывалась как заключительная часть музыкального триптиха. Первая часть, посвященная Чайковскому, так и не вышла на экраны. Второй фильм - "Третья молодость" - о балетмейстере Мариусе Петипа увидел свет в 1965 году, и вот теперь - сценарий о Шаляпине. Незадолго до начала работы с Галичем Донской, который был художественным руководителем Первого творческого объединения Студии Горького , совместно с главным редактором этого объединения Артемом Анфиногеновым и редактором Любовью Кабо , высоко оценил сценарий Галича "Бегущая по волнам" , когда его еще только предстояло утвердить. 9 февраля 1966 года они направили этот сценарий на утверждение главному редактору Сценарно-редакционной коллегии Главного управления художественной кинематографии Е.Д.Суркову и приложили к нему письмо: "Александр Галич смело фантазирует на тему о том "как написал бы Грин СЕЙЧАС свою "Бегущую по волнам". Поэтому такую остроту, такую остроту, такую социальную заостренность - в связи с прямыми требованиями современности - приобретает у него обычная для Грина АНТИМЕЩАНСКАЯ тема. Галич показывает мертвящую, разъедающую человеческую душу власть частнособственнических настроений и представления о жизни, противопоставляет им романтическую настроенность, внутреннюю свободу, активное стремление к ней таких персонажей, как Гарвей и Дэзи. Очень интересен и противоречив стал в сценарии образ капитана "Бегущей по волнам" Геза, жертвы своей доверчивости и полной неприспособленности к тому миру, в котором он находится. Намного интереснее, чем в романе Грина, стала борьба, которая ведется в сказочном городе Гель-Гью вокруг памятника "Бегущей по волнам", - активно борются два эстетических идеала, два диаметрально противоположных представления о жизни. Удивительное впечатление производят песни Галича, органически включенные в текст, тонкие, лиричные, выразительные. Они создают атмосферу романтической приподнятости, недоговоренности, недосказанности, такую обычную для произведений Грина, сценарий полон неподдельного уважения к людям труда, духовно независимым, верным своей мечте, надежным в любви и дружбе. Сценарий талантлив, написан великолепным языком, динамичен, профессионален в высоком значении этого слова" [ 719 ]. Отмечались и некоторые недостатки сценария, но Сценарно-редакционная коллегия выразила мнение, что они "могут быть устранены в процессе работы над режиссерским сценарием,- поскольку автор сценария Александр Галич и режиссер Павел Любимов восприняли критику горячо и творчески" [ 720 ]. И завершалось письмо М.Донского, А.Анфиногенова и Л.Кабо просьбой включить сценарий в план 1966 года вместо советско-японского фильма "Спасибо". В свете такого отзыва закономерно, что для сценария о Шаляпине Донской взял себе в соавторы именно Галича, который уже зарекомендовал себя как опытный драматург. Вспомним также, что в 1946 году Галич читал Донскому только что законченную пьесу "Матросская тишина", а кроме того, по свидетельству Алены Архангельской, он очень любил фильм-трилогию Донского о Горьком [ 721 ]. 15 мая 1967 года на Студии Горького была завершена преддоговорная работа по сценарию "Горький и Шаляпин" [ 722 ], а 23 июня председатель Госкино А.Романов разрешил директору Студии Горького Г.Бритикову заключить договор на сценарий двухсерийного фильма "Горький и Шаляпин" с Галичем и Донским "по первой серии в сумме 8 тысяч рублей и по второй в соответствии с законодательством" [ 723 ]. Через год в журнале "Советский экран" появилось обширное интервью Донского, где он рассказал о концепции фильма. Из него мы узнаем, что Горький был "совестью великого артиста, он всегда на протяжении долгих лет дружбы жестоко и беспощадно осуждал ошибки и заблуждения Шаляпина , зато и его победам радовался, как своим собственным" [ 724 ]. Под ошибками и заблуждениями понималась, конечно же, эмиграция Шаляпина . Соответственно и фильм должен был заканчиваться тем, что "страна прощает своего блудного сына; страна понимает трагизм шаляпинских ошибок, понимает, что сердцем своим Шаляпин был на Родине". Также Донской сообщил, что они с Галичем завершают работу над сценарием - во избежание растянутости фильма было решено ограничиться двумя сериями: "Слава и жизнь" и "Блудный сын". Одна из важных проблем состояла в поиске достойного кандидата на главную роль. Голос самого Шаляпина уже имелся в распоряжении сценаристов: сын певца, Федор Федорович , прислал им в подарок из Нью-Йорка "изумительные по чистоте записи никем не повторимых оперных и концертных шедевров артиста". И теперь требовалось найти актера, который смог бы глубоко и достоверно сыграть Шаляпина с юного возраста и до конца жизни. Донской выразил надежду, что если им удастся найти такого артиста, то в этом же году можно будет приступить к съемкам фильма. Однако мечты Донского не оправдались - работа над сценарием растянулась еще на несколько лет, так как чиновникам из Госкино не нравилось относительно лояльное отношение сценаристов к русской эмиграции. Ссылки:
|