Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

338

Известно также, что в 1971 году на вечере "в теплом доме московского эстрадного артиста" Галич исполнил под гитару стихотворение Ярослава Смелякова "Если я заболею, к врачам обращаться не стану" (Моргулис М. "Погиб поэт" // Новое русское слово. 1977. 30 дек. С. 3). А актриса Алина Покровская, игравшая в фильме по сценарию Галича "Государственной преступник" (1964) роль Майи Чернышевой, упомянула факт исполнения Галичем в Ленинграде ернической песенки о вождях Анатолия Флейтмана "Жил-был Миколка, самодержец всей Руси", написанной им 16 января 1965 года, через три месяца после смещения Хрущева (см. ее текст: ФлейтманА.Д. Я демон-шут. Ленинград, 1991. С. 30-31): "Однажды позвонил режиссер Розанцев и сказал: "Приходи сегодня. Ты хочешь послушать Галича?" - "Конечно". Мы пели и песни его: "И в октябре его немножечко того" и прочее. И он говорит: "Если хочешь послушать его, будет Александр Аркадьевич у нас дома". Я пришла. Розанцев жил недалеко от "Ленфильма". И был Александр Аркадьевич с гитарой. И вот тогда я услышала вживую. Он пел "Облака плывут облака", и еще он пел: "Уходят друзья"" (д/ф "Точка невозврата. Александр Галич", 2010). В упомянутой песне Флейтмана последовательно говорится о Николае Втором ("Но в феврале ево маненечко тово" / Тады всю правду мы узнали про ево"), о Сталине ("Но как-то в марте он маненечко тово" / Тады всю правду мы узнали про ево: / Что он марсизим нарушал, / Что многих жизни порешал, / Что в лагеря загнал он всех до одново!") и о Хрущеве ("Но в октябре ево маненечко тово"). И заканчивается песня обобщающим выводом: "А мы по-прежнему всё движемся вперед, / А ежли кто-нибудь случайно и помрет, / Так ведь на то она, история, / Та самая, которая / Ни столько, / ни полстолька / не соврет!", в чем видится перекличка с более поздней песней самого Галича "Предполагаемый текст моей предполагаемой речи на предполагаемом съезде историков стран социалистического лагеря, если бы таковой съезд состоялся и если б мне была оказана высокая честь сказать на этом съезде вступительное слово" (1972): "Уходят слова, и приходят слова, / За правдою правда вступает в права. / Сменяются правды, как в оттепель снег". И хотя песенка Флейтмана о вождях ("Год тысяча девятьсот юбилейный") в исполнении Галича не сохранилась (не исключено, что он просил ее не записывать, опасаясь последствий), однако был лично знаком с автором, о чем говорит сохранившаяся запись домашнего концерта у Флейтмана в Ленинграде в сентябре 1966 года. После того, как Галич исполнил песню об отставном чекисте ("Получил персональную пенсию?", 1963), Флейтман спросил его, в подтексте имея в виду свою песню о Хрущеве: "Александр Аркадьевич, один маленький вопрос. Вот эту пенсионную? вохровца? вы написали до 14 октября 64-го года?- Да.- Вот видите, еще раз подтверждается сила искусства, потому что слова насчет кузькиной матери очень звучат!" (речь шла о строках: "Волны катятся, чертовы бестии, / Не желают режим понимать. / Если б не был он нынче на пенсии, / Показал бы им кузькину мать!"; это выражение было употреблено Хрущевым 12 октября 1960 года на 15-й Ассамблее ООН, когда он снял с ноги ботинок и стал стучать им по трибуне, грозя показать Америке "кузькину мать").

Ссылки:

  • Рождение нового Галича
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»