|
|||
|
Термен прославился в СССР и за границей
"Надо это всячески пропагандировать!" - сказал Ленин после маленького концерта в Кремле. И - человек дела -тут же поручил секретарю ВЦИК Енукидзе помочь музыканту-физику. Через несколько дней Термен получил от Енукидзе мандат, который давал ему право беспрепятственного проезда по всем железным дорогам России. Афиши с именем Льва Термена замелькали по разным ее городам: ОДИН ВЕЧЕР Л.С. ТЕРМЕНА. РАДИОМУЗЫКА. ВНОВЬ ИЗОБРЕТЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Главные достижения: 1) управление звуками свободным-движением руки в пространстве; 2) тембр и характер звука по желанию; 3) длительность звуков при полной непрерывности и ровности; 4) неограниченность силы звука (форте и пиано); 5) игра на струнах и грифе без смычка; 6) передача звуков по проводам и радио без искажения; 7) использование приемов игры на существующих инструментах; 8) проекция различных тембровых кривых на экране; 9) получение аккордов в темперированных и натуральных строях; 10) сочетание высоты звука со светом; 11) возможность сочетания музыки и танца. ДЕМОНСТРАЦИЯ Л. С. ТЕРМЕНОМ ИЗОБРЕТЕННОГО ИМ ПРИБОРА В ДЕЙСТВИИ. Исполнение целого ряда музыкальных произведений. Начало ровно в восемь часов вечера. Петроградцы и москвичи аплодировали Термену - на заводах, в институтах и даже в Петровском пассаже. Его провожали рукоплесканиями псковичи и минчане, нижегородцы и ярославцы. Студент физмеха и сотрудник Рентгеновского института Виктор Кондратьев наткнулся на афишу "профессора Термена" в родном Рыбинске , едва приехав домой на каникулы. После трех суток, проведенных в товарном вагоне, вдвойне приятно увидеть знакомое имя и знакомое по институту слово - радиомузыка... Газеты и журналы писали: "Разрешение проблемы идеального инструмента. Приблизительно шестьдесят октав слышимых звуков, в том числе двадцать четыре октавы музыкальных звуков, вместо шести на рояле. Звуки освобождены от "примесей" материала. Начало века радиомузыки". "Новый источник звуковой энергии в приборе Термена позволяет управлять звуком гораздо совершеннее, чем на любом инструменте. Обычными европейскими нотами невозможно даже записать восточную песню, гораздо более мелодически богатую. Принцип, использованный Терменом, обещает возвратить музыке чистый акустический строй". "Ильич выдвинул на первое место кино, так как это электрифицированный театр, допускающий безграничное размножение... Изобретение Термена - музыкальный трактор, идущий на смену сохе..." В сущности, лекции-концерты Термена были не только пропагандой электромузыки, но гораздо шире-пропагандой электрификации. Вот что, вероятно, имел в виду Ленин, говоря, что "надо это всячески пропагандировать". Когда летом 1927 года в Германии открылась международная музыкальная выставка, в составе советской делегации поехал во Франкфурт и ленинградский физик Термен. Успех его концерта на музыкальной выставке таков, что Термена засыпают приглашениями. Дрезден , Нюрнберг , Гамбург , Берлин провожают его овациями и цветами. Восторженны отзывы слушателей "музыки воздуха", "музыки эфирных волн", "музыки сфер". Музыканты отмечают, что идея виртуоза не скована инертным материалом, "виртуоз затрагивает пространства". Непонятность, откуда идет звук, потрясает. Кто-то называет терменвокс "небесным" инструментом, кто-то "сферофоном". Поражает тембр, одновременно напоминающий и струнные, и духовые инструменты, и даже какой-то особенный человеческий голос, словно "выросший из далеких времен и пространств". А одна попавшая в газеты суховатая фраза придает этой феерии восторгов строгость и вес факта: "Свободно из пространства вышедший звук представляет собой новое явление". Четкий отзыв убеждает сильнее стихотворных од, авторы которых даже впадают порою в мистический транс, поскольку принадлежит этот отзыв не только скрипачу и не просто физику - Альберту Эйнштейну . Слава Термена легко пересекает границы. Вернувшись из зарубежной командировки, академик Иоффе свидетельствует в "Правде": "Совершенно исключительный успех имели везде за границей выступления сотрудника Физико-технического института Л.С. Термена с радиомузыкой. В парижской Большой Опере за 35 лет не было такого наплыва и такого успеха". Оказавшийся в одно время с Терменом в Париже писатель Ефим Зозуля так передавал свои впечатления от концерта: "...я узнал из трехколонных заголовков в газетах, что в Гранд- Опера будет демонстрироваться гениальное изобретение инженера Термена. Эпитет "гениальное" чередовался со словами "чудо природы". Парижские старожилы вряд ли припомнят случай, чтобы для кого бы то ни было и по какому бы то ни было поводу отдавалась Гранд-Опера... Консерватизм этой Гранд-Опеpa, начиная с содержания опер, таков, что наш Большой театр можно считать резвым и молодым, почти юношеским учреждением. И вот эта самая Гранд-Опера отменяет оперу и отдает вечер какому-то Термену, советскому гражданину... То, что я слышал в Гранд-Опера,- незабываемо. Бывали моменты, когда весь огромный зал со всеми своими ярусами стихийно испускал возгласы изумления и восторга, и в общем гуле я слышал и свой голос, который так же стихийно вырывался из моей груди. ...Я слушал Термена как раз накануне отъезда из Парижа, и почти всю дорогу, нанизываясь на стук вагонных колес, звучали в моих ушах отдельные напевы извлеченной человеком из воздуха величественной симфонии мира". Ссылки:
|