|
|||
|
Термен начинает работать с Иоффе
Лекции по физике приват-доцента Иоффе студент Термен слушал еще в царское время, однако со второго курса университета ушел в военное училище и встретился с прежним своим учителем лишь спустя много лет, уже сделавшись опытным специалистом в области радиотехники - редким в то время специалистом в редкой в то время области. Вероятно, именно по этой причине и пригласил Иоффе прежнего своего ученика в Рентгеновский институт . Делать лишь то, чего еще не делал никто - таков с самого начала был метод действий Иоффе. Приглашая специалиста по радиотехнике к себе в институт, он считал, по-видимому, что применение радиотехнических средств к физическим исследованиям обещает немало интересного для науки... "Попытайтесь измерить важную характеристику газов - их диэлектрическую постоянную при различных давлениях и температуре" - с такой просьбой обратился, он к новому сотруднику. Изучение электрических свойств вещества занимало академика Иоффе в течение многих лет. Понятно, что радиоспециалист Термен прибегнул к помощи радио. Рентгеновский квартировал еще при кафедре физики Политехнического института . Под лабораторию новому сотруднику выделили пустующий за отсутствием студентов холодный чертежный зал в четырнадцать окон, частью забитых фанерой. И первое, с чего начал сотрудник,- поставил посреди зала две кирпичных печурки, а трубы от них вывел в окна... После этого, в тепле и уюте, на одном из многочисленных чертежных столов, оказавшихся в его распоряжении, он собрал с помощью единственной лаборантки установку, которая включала в себя генератор колебаний на катодной лампе. В полость между пластинами конденсатора (он был частью установки) впускался испытуемый газ. Стоило изменить давление газа или его температуру, как емкость конденсатора менялась. А это влияло на частоту электрических колебаний. Точнее, должно было влиять. Теоретически. Уловить разницу оказалось почти невозможно. У Абрама Федоровича Иоффе не было привычки "подавлять" сотрудников, он старался помочь. Однако поднимаясь по утрам в чертежку, он мало чем мог облегчить участь Термена. Тот по-всякому пытался переиначить свою установку, чтобы повысить ее чувствительность. Варианты схем занимали все новые чертежные столы, но ничего существенного не удавалось добиться, пока однажды не пришла в голову счастливая мысль. Катодное реле! Вот что могло его выручить. Нынешний школьник-радиолюбитель, увидав это устройство, тотчас признал бы в нем преобразователь частоты, какой можно вынуть из любого приемника. Тогда же подобные новшества применяли только на радиостанциях... На чертежном столе Термен собрал очередную установку, повторив предыдущую с единственной разницей - конденсатор в новой схеме, был закрыт и имел вследствие этого постоянную емкость. А стало быть, и вся "закрытая" система, в отличие от "открытой", давала колебания вполне определенной неизменной частоты. Соединив обе системы с катодной лампой, Термен получил то самое катодное реле, которое обнаруживало разницу между не совсем совпадающими частотами колебаний двух систем - так называемые "биения". По их частоте не трудно было рассчитать неуловимый доселе "икс" - величину диэлектрической постоянной. ...Прибор оказался на редкость чутким. Во время опыта экспериментатор боялся пошевельнуться. Реле реагировало на малейшие изменения емкости, а она менялась, стоило приблизить к прибору руку. Стрелка на шкале "не находила себе покоя. На радиостанции не надо было неотрывно следить за стрелкой. Там пользовались катодным реле для приема сигналов на слух - уж с этим он был хорошо знаком! Приходящие радиоволны имеют слишком высокую частоту, человек их не слышит. Однако если на приемной станции создавать колебания примерно такой же, как принимаемая, лишь немного от нее отличающейся частоты,- между близкими частотами, вследствие их разности, возникают "биения"-колебания сравнительно низкой, слышимой частоты. С помощью катодного реле "слухач" меняет частоту биений и принимает сигналы на слух в том тоне, который ему удобен. Разностные колебания дают слышимые звуки! И Термен приспособил к своей установке наушники - в точности такие же, какими пользовались радиослухачи. Теперь экспериментатор мог судить об изменении диэлектрической постоянной по изменению высоты тона. Теперь стоило пошевелить рукой, как это делалось слышным. Термен приближал руку к прибору - и звук повышался. Он стучал пальцами по столу - и прибор отзывался своим "та-ра-ра". Можно было показывать фокусы на этом приборе! А нельзя ли подобрать на приборе мелодию? - подумал экспериментатор. Ссылки:
|