|
|||
|
Результат работ по К-8, а в последующем и К-13
Но вернемся к ракетам. Результатом работ по К-8 , а в последующем и К-13 - они совпадали во времени - стало то, что они были приняты на вооружение и коллектив был удостоен государственных наград. Я получил свой первый орден "Знак Почета", или как его окрестили в народе "Веселые ребята". Такой же награды был удостоен Кирюшин , моя "правая рука", ряд сотрудников получили медали. Но до 1956 года я оставался аспирантом МВТУ , хотя в НИИ-2 по совместительству был уже начальником отдела - с 1953-го по 1956 год. Естественно, все рабочее время, я, как положено, проводил в институте, но, поскольку числился и в очной аспирантуре, то должен был защитить кандидатскую диссертацию . Материал по К-8, собственно, и стал ее основой. Диссертация называлась "Динамическая точность самонаводящихся ракет". Это была первая работа в стране, которая, на теоретическом уровне 50-х годов, обобщала вопросы точности, поскольку они определяли и боевую эффективность, и философию построения ракеты. Диссертацию я защитил в мае 1956 года и был окончательно распределен в НИИ-2 . В моей диссертации не было полной математической строгости, но в инженерном плане она оказалась нужной в тот момент. После нее была сделана еще одна хорошая диссертация сотрудника нашего же института - В. Ф. Левитина , в которой он продвинул дальше вопросы теории самонаведения. Кроме этих двух работ, в общем-то, никаких заслуживающих внимания достижений в области теории самонаведения, у нас, на мой взгляд, больше и не появилось. Наши диссертации описывали практически все основные моменты, на которых основывается самонаведение, а реальная практика развивалась за счет моделирования. Позже, при появлении мощной вычислительной техники, пошли поиски в области инженерных решений, где дифференциальные уравнения стали решать практически без упрощения. А вот поиски аналитических методов так и ограничились двумя кандидатскими диссертациями. В моей был обобщен опыт работы по К-8 , а у Левитина - последующих ракет класса "воздух - воздух" К-40 , К-23 , зенитной системы "Даль" . Левитин охватил значительно больший круг вопросов, в частности - именно он перешел с управляющего параметра, который рассматривал я - угловой скорости линии визирования, обладавшей неустойчивостью,- на текущий пролет, что позволило уйти от многих неприятностей. Кстати, Левитин был одним из моих студентов, которого я привлек в СНТО, а потом и на работу в НИИ-2 . В общем, награждением орденом и защитой диссертации закончился определенный этап моих работ по ракетам класса "воздух - воздух". Мне довелось и в последующем работать над ними, но уже в другом качестве - заместителя начальника, а затем и начальника института. Ссылки:
|