|
|||
|
Первое направление НИИ-2
Самолеты, закончившие Вторую мировую и первое поколение реактивных машин, были оснащены стрелково-пушечным, бомбардировочным вооружением и неуправляемыми ракетами. Авиационные пушки традиционно строились в Туле , где сложилась одна из лучших в мире школ их конструкторов, которая и по сей день держит пальму первенства. Трудно представить, что кто-то в мире может сделать авиационную пушку лучше, чем старик Василий Грязев из Конструкторского бюро приборостроения , которым руководит А. Г. Шипунов . В этом же ряду стоят такие конструкторы, как А. Э. Нудельман , А. А. Рихтер из школы Б. Г. Шпитального и другие. Что же в этой области делал наш институт? Пушка стояла на самолете и надо было изучать, как стрельба из нее отражается на конструкции, поскольку при этом возникает сила отдачи, которую самолет должен выдержать без заметных потерь в точности стрельбы, как полет влияет на рассеивание снарядов. То есть институт занимался стрелково-пушечными установками , или, если употребить артиллерийский термин,- лафетами самолетов . Кроме нас, этими исследованиями не занимался никто, поэтому мы на своем полигоне под Москвой "отстреливали" практически все пушечные установки, выдавали рекомендации по их прочности в условиях многоимпульсных динамических нагрузок. В этом заключалась специфика работы нашего института по сравнению с ЦАГИ , который занимался статическими нагрузками. Далее - бомбардировочное вооружение, сход бомб . Их также выбрасывали из бомбоотсеков. Бомба сразу попадала в воздушный поток, в то время - дозвуковой. Мы изучали поведение бомб на траекториях падения и, как следствие, техническое их рассеивание. Изучали мы и стрельбу из НРС-блоков, то есть неуправляемыми реактивными снарядами . Здесь отдачи никакой нет, поскольку это безоткатное орудие, зато есть влияние факела двигателя ракеты на двигатель самолета (как и при стрельбе из пушки, когда звуковая волна попадает на вход воздухозаборника). Факел создавал неустойчивый воздушный поток на входе реактивного двигателя, так что он мог и "заглохнуть". Это очень опасно и приводило к катастрофам. И мы должны были вырабатывать рекомендации по борьбе с этими явлениями. Самый простой выход - проектировать самолет так, чтобы факел не попадал в поток, идущий на двигатель, но крыло ведь ограничено по размерам и ракету далеко не утащишь. И потом, число точек подвески оружия все время увеличивается, поэтому ближайшие из них все равно подбирались к самому соплу. А пушка и вовсе традиционно встраивается рядом с ним в фюзеляж. Мы по сей день занимаемся этими проблемами, поскольку они характерны и для управляемых ракет, хотя имеют свои особенности. Но физика этих явлений очень сходна. В комплексе же все это и представляло собой такое направление работы нашего института, как совместимость оружия и самолета. Изучали мы также техническое рассеивание - и снарядов, и неуправляемых ракет, и авиабомб, то есть баллистику боеприпасов . Это тоже требовало отработки специфических подходов. Если же просуммировать все сказанное выше, то направление, с которого начинал свою жизнь институт, базировалось на летном эксперименте с исследованием физических процессов - нестационарной аэродинамики, газодинамики, нестационарной динамической прочности и других, подобных им по характеру явлений. Это направление существовало до момента появления управляемого оружия. Ссылки:
|