Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Реакция на подтверждение общей теории относительности Эйнштейна

Источник: Боданис Дэвид, 2009

Праздновали случившееся с подобающим размахом. Членов Королевского астрономического общества пригласили на объединенное заседание Королевского общества, состоявшееся 6 ноября 1919 года в Барлинггон- хаусе, что на Пиккадилли. Ученые приезжали из Кембриджа и других городов на лондонские вокзалы и рассаживались по такси; приезжали также и люди, отношения к науке не имевшие, но прослышавшие, что на заседании будет сделано какое-то важное сообщение. Один из гостей описал этот вечер так: "Даже в самой организации заседания присутствовало нечто театральное - традиционная церемония, происходившая на фоне портрета Ньютона, напоминала нам о том, что величайшее из научных обобщений получило, просуществовав два столетия, первые видоизменения". Слово предоставили Дайсону , за ним Эддингтону - свидетельств касательно того, что в зале присутствовал какой-либо подозрительно щурившийся чиновник Министерства внутренних дел, осуществлявший надзор за условно освобожденным ученым, не сохранилось, - а затем на трибуну поднялся старик- председательствующий, сказавший: Это самый важный результат, полученный применительно к теории тяготения со времен Ньютона, и было бы лишь уместным объявить о нем на собрании Общества, столь тесно с ним связанного. Подтверждение справедливости теории Эйнштейна... обращает ее в одно из высших достижений человеческой мысли.

Такое открытие, да еще и сделанное сразу по окончании Первой мировой войны, представлялось чудом. Людям, побывавшим в окопах, могло казаться, что Бог отвернулся от них, но теперь им открывался новый божественный порядок, правивший космосом. Более того, обнаружить его удалось благодаря совместным, согласованным усилиям немца и англичанина. Особы королевских кровей, генералы, политические лидеры и даже представители мира искусства, приобретшие репутацию при старом режиме - режиме, который привел к ужасам Первой мировой, - были дискредитированы.

Категория "уважаемых людей" почти опустела. И Эйнштейн мгновенно обратился в величайшую знаменитость планеты, прославляемую всеми средствами массовой информации, 10 ноября 1919 года газета "Нью-Йорк тайме" вышла с заголовками:

"Свет проходит по небу кривыми путями. Результаты наблюдения за солнечным затмением лихорадят научный мир".

"Теория Эйнштейна торжествует: звезды находятся не в тех местах, где мы их видим и куда их помещают расчеты, однако поводы для тревоги отсутствуют".

Описанное нами заседание стало также исходным пунктом для слухов о том, что на всем свете смысл работы Эйнштейна понимает лишь дюжина людей. В "Нью-Йорк тайме" работало несколько человек, способных толково писать на научные темы, однако они находились в Нью-Йорке. А этой историей занималось лондонское бюро газеты, направившее в Барлингтон-хаус Генри Крауча . В том, что касается несоответствия человека поставленной перед ним задаче, его можно, пожалуй, сравнить с Лайманом Бриггсом . Крауч был хорошим журналистом - в том смысле, что он умел сделать статью интересной. Однако если говорить о его способности хоть что-то понять в происходившем на заседании Королевского общества, скажем лишь, что в газете Крауч вел раздел гольфа. Однако он был также до мозга костей человеком "Тайме", и такие пустяки, как всего-навсего отсутствие знаний, остановить его не могли. Он продолжал слать в газету статью за статьей, и вот что извлекли из ключевых моментов его рассказа составители заголовков:

"Книга для 12 мудрецов. Во всем мире насчитается не большее число людей, способных понять ее", - сказал Эйнштейн, когда бесстрашные издатели решили опубликовать его труд".

Это было выдумкой чистой воды. Никакой книги Эйнштейн не писал, и никакие издатели - бесстрашные или не очень, публиковать ее не собирались, - что же касается предмета, которому было посвящено то заседание, присутствовавшие на нем физики и астрономы поняли его без особых трудов. Именно с Крауча началась история разговоров о том, что бедной публике теорию Эйнштейна нипочем не понять, - разговоров, от которых эта теория так до сих пор и не оправилась. Впрочем, это лишь прибавило ей славы. Почти во всех религиях существует огромная разница между жрецом и пророком. Жрец просто встает под раскрывшейся в небесах дверью и предоставляет истине, которая обычно кроется за этой дверью, возможность изливаться вниз - на него. (В виде примеров можно назвать пресс-секретарей и инженеров-ядерщиков.) А вот пророк - это человек, который сумел пройти сквозь названную дверь. Пророки суть люди, решившиеся побывать там, по Другую сторону, а затем вернувшиеся к обычной жизни - здесь, на нашей Земле. В результате мы вглядываемся в их лица или в мощные уравнения, которые они собрали там и принесли сюда, пытаясь понять, как все выглядит наверху, в тех высших сферах, в существование коих верят столь многие из нас, понимая, однако, что самим нам их посетить не суждено. Такими пророками, принесшими с небес видение расовой гармонии, считали Мартина Лютера Кинга Младшего и Нельсона Манделу, слова их распространялись по миру, оказывая на людей воздействие тем более сильное, что воспринимались эти слова, как исходящие из высшего источника. В Европе, только что пережившей Первую мировую войну, открытия Эйнштейна были восприняты с таким же благоговением, с каким впоследствии относились к словам Кинга или Манделы. А поскольку поначалу эти открытия были понятны лишь немногим, все чувства, какие порождало это обстоятельство, - желание воспарить ввысь, к знанию, хранящемуся в божественной библиотеке, о которой говорил Эйнштейн, - вскоре были перенесены на образ самого Эйнштейна. Возможно, поэтому людей так привлекали фотографии, с которых он смотрел на них особым, печально-задумчивым взглядом. Они отвечали более поздним, оказывавшим столь же мощное воздействие фотографиям Мартина Лютера Кинга, на которых и он кажется вглядывающимся с печалью во что-то много большее того, что дано увидеть простым смертным.

Эйнштейн пытался отстранить от себя часть свалившейся на него славы. Он называл полные преувеличений газетные статьи потешными подвигами воображения. Через две недели после объявления об истинности его теории он писал в лондонской "Тайме", что сейчас немцы называют его немцем, а англичане - швейцарским евреем, но если бы сделанные им предсказания оказались ошибочными, то уже немцы называли бы его швейцарским евреем, а англичане немцем. Тут он ошибался - и его астрономическое предсказание, и уравнение 1905 года оказались истинными, тем не менее английские антисемиты наподобие Кейнза все равно относились к нему пренебрежительно ("грязный еврей - перемазанный чернилами мальчишка"), С приходом Гитлера к власти правительство Германии не только назвало Эйнштейна евреем, но и поддержало тех, кто требовал убить его. Это заставило Энштейна покинуть Германию.

Ссылки:
1. ЭЙНШТЕЙН РАЗРАБОТАЛ ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»