Выдающийся русский поэт В.А. Жуковский родился
29 января (9 февраля) 1783 года
в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным
сыном
помещика И.А. Бунина и пленной
турчанки Сальхи, подаренной Бунину. Отца своего
Жуковский почти не знал и никогда не говорил о нём. Мальчика принял
друг
Буниных, бедный дворянин Андрей
Григорьевич Жуковский, от которого новорождённый
получил своё отчество и фамилию.
Первоначальное обучение мальчика шло очень туго; в 11 лет его исключили
из
тульского народного училища, «за неспособность», после этого он поселяется
в
Туле, в семье своей крёстной матери
В.А. Юшковой, одной из дочерей Бунина. Дом
Юшковой был центром всей умственной жизни города. Вокруг любезной хозяйки
был
целый кружок лиц, преданных литературным и музыкальным интересам. Уже в 12
лет
будущий поэт сочинял пьесы для постановки на домашней сцене. В 1797
году
Жуковский был определен в Благородный университетский пансион в
Москве.
Пребывание там (1797-1800) — важный период творческого формирования
будущего
поэта. Обширных познаний пансион не давал, но ученики, под
руководством
преподавателей, нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие
из
произведений печатались в периодических изданиях. Жуковский стал одним
из
активных участников "Собрания воспитанников университетского
Благородного
пансиона" и выпускаемого им альманаха "Утренняя Заря". Здесь были
напечатаны
(1797) первые поэтические произведения Жуковского — лирическое
стихотворение
"Майское утро" и стихотворение «Мыслями при гробнице», написанное
под
впечатлением известия о смерти В.А. Юшковой. Один из лучших учеников,
Жуковский
в 1800 году закончил пансион с серебряной медалью.
В 1801 году Жуковский поступил "городовым секретарем" в московскую
Главную
соляную контору. Равнодушие Жуковского к должности, а еще в большей степени
-
занятость литературой вызвали неудовольствие начальника, заключившего
своего
подчиненного под арест, что надолго отвратило его от дальнейших
попыток
определиться на службу. Сразу после освобождения из-под ареста Жуковский
подал в
отставку и уехал в Мишенское с твердым намерением полностью посвятить
себя
литературной деятельности.
Семь лет (1802-1808) поэт провел в родных краях, лишь изредка наезжая в
Москву
для устройства своих литературных дел и встреч с московскими литераторами
и
друзьями. Эти годы характеризуются многообразием жанровых поисков:
сохраняя
традиционные формы, в том числе оду ("К поэзии", 1805), Жуковский
"испытывает"
себя в жанрах военно-патриотического гимна ("Песнь барда над
гробом
славян-победителей", 1806), басни (переводы из Флориана, Лафонтена,
Лессинга,
Пфеффеля) и даже поэмы ("Весна"). Однако в центре его поисков — элегия.
С
элегией "Сельское кладбище", ставшей, по определению самого Жуковского,
началом
его самостоятельной литературной деятельности, к молодому поэту
приходит
известность и читательский успех.
Приняв предложение стать редактором журнала «Вестник Европы» (лучшего
русского
журнала начала XIX века), Жуковский в 1808 году вернулся в Москву. Во
«второй
московский период» поэт начал цикл своих знаменитых баллад («Людмила»,
1808,
«Светлана», 1808-1812, «Кассандра», 1809, и др.), опубликовал
сентиментально-романтическую повесть «Марьина роща» (1809). Работа в
журнале
«Вестник Европы» продолжалась до 1810 года. В 1811 году Жуковский вновь
покинул
Москву, но с началом Отечественной войны 1812 года вернулся, 10 августа
1812
года он был принят в Московское ополчение поручиком. В день
Бородинской битвы он
находился в резерве; состоял при штабе М.И. Кутузова; осенью,
накануне
Тарутинского сражения, написал стихотворение «Певец во стане русских
воинов». На
Жуковского обращает внимание императорский двор. Поэт награждается
чином
штабс-капитана и орденом Св. Анны.
Военная жизнь Жуковского продолжалась недолго. В конце 1812 года он
заболел
тифом и в январе 1813 года по болезни вышел в отставку. Вместе с тем в
жизни
поэта наступил один из самых драматических периодов: все его попытки
получить
руку любимой девушки, Маши Протасовой, были разрушены твердым
противостоянием ее
матери. Любовная драма стала тяжелым потрясением для Жуковского. Песни,
романсы
и баллады тех лет — поэтическая летопись драматической любви. Итогом
творчества
1808-1814 годов явилось издание "Стихотворений Василия Жуковского",
включающее
около 80 произведений. К этому времени Жуковского уже считали лучшим
русским
поэтом.
Торжественное «Послание императору Александру», написанное Жуковским в
1814
году, навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила
желание,
чтобы поэт приехал в столицу. В 1815 году Жуковский отправляется в
Петербург,
где служит при дворе в качестве воспитателя цесаревича. В декабре 1816 года
ему
назначен по высочайшему императорскому повелению пожизненный пенсион 4000
рублей
в год. В 1817 году он стал учителем русского языка великой княгини,
будущей
императрицы Александры Фёдоровны. В 1826-1841 годах В.А. Жуковский -
наставник
наследника, будущего императора
Александра
II.
Еще в сентябре 1815 года в Петербурге Жуковский встретился с 16-летним
лицеистом
А.Пушкиным. 26 марта 1820 года поэт подарит Пушкину по случаю окончания
им поэмы
"Руслан и Людмила" свой портрет с надписью: "Победителю-ученику от
побежденного
учителя". Дружба поэтов продолжится до гибели Пушкина в 1837 году. В
Петербурге
Жуковский под влиянием Карамзина "погружается в океан летописей".
Творческим
претворением этих занятий стало поэтическое переложение "Слова о полку
Игореве"
(1817-1819). Оригинальное творчество Жуковского в эти годы почти иссякает,
он
много занимается переводами - из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, Вергилия
и
Овидия. «Благодаря Жуковскому», говорил Белинский, «немецкая поэзия —
нам
родная». В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии
наук.
В 1821-1822 годах Жуковский совершил первое заграничное путешествие.
Он
встретился с немецкими романтиками, посетил в Швейцарии замок Шильон,
где
томился герой поэмы Байрона "Шильонский узник", нанес визит Гёте,
осмотрел
Дрезденскую галерею — все это запечатлелось в многочисленных
рисунках,
дневниковых записях и поэтических произведениях 1822-1824 годов. Отношение
поэта
к восстанию декабристов было сложным, о чем свидетельствует его письмо
к
А.Тургеневу от 16 декабря 1825, где он осуждает мятежников. Однако,
пользуясь
своей близостью к императору и двору, Жуковский помогает декабристам,
ссыльным
Е.А. Баратынскому и Ф.Н. Глинке, А.С. Пушкину, А.И. Герцену, принимает
участие в
судьбах А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко.
В 1826-1833 годах поэт много бывает за границей, отчасти вследствие
его
служебных обязанностей, отчасти для лечения. Вернувшись в Россию в сентябре
1833
года, Жуковский участвует в создании либретто оперы М.И. Глинки "Иван
Сусанин",
а также государственного гимна "Боже, царя храни" (1-я строфа — перевод
начала
английского гимна, 2-я и 3-я — А.Пушкина, остальные — Жуковского; муз.
А.Ф.
Львова). В 1834 году он предотвратил отставку Пушкина, уладив его конфликт
с
царем и Бенкендорфом, с 1836 года активно сотрудничает с
пушкинским
"Современником". В том же году Жуковский завершает начатую еще в 1831
году
"Ундину".
27 января 1837 года Жуковский одним из первых узнает о дуэли и тяжелом
ранении
Пушкина. Его письма к С.Л. Пушкину и Бенкендорфу о гибели поэта стали
важнейшими
общественными документами. Они воссоздают жизненную драму Пушкина и
прямо
называют Бенкендорфа и двор гонителями поэта. После смерти Пушкина
Жуковский
много помогал его семье и содействовал изданию его сочинений.
Почти 25 лет Жуковский был связан со двором. В 1838-1839 годах поэт вместе
с
цесаревичем совершает путешествие по Западной Европе. Но весной 1841
года
занятия Жуковского с наследником окончились. Влияние, которое поэт оказал
на
него, было благотворное: 26-летнее царствование Александра II составило
целую
эпоху в жизни России. В 1841 году Жуковский подал прошение об отставке и
уехал в
Германию, где 21 мая, в Дюссельдорфе, состоялась свадьба 58-летнего поэта с
его
19-летней супругой Елизаветой Рейтерн
(1821-1856), дочерью его друга художника.
Последние 12 лет жизни Жуковский провёл в Германии, в кругу своих новых
родных в
Дюссельдорфе и Франкфурте. Чуть не ежегодно он собирался побывать в России,
но
болезнь жены, рождение дочери Александры (1842-1899) и сына Павла
(1845-1912),
собственная болезнь задержали его в Германии до конца жизни. Но связи с
родиной
никогда не прерывались благодаря встречам с земляками, друзьями.
Свои
произведения поэт печатает в русских журналах, преимущественно в
"Современнике"
Плетнева и "Москвитянине". Главным трудом последних лет жизни поэта стал
перевод
"Одиссеи" Гомера (1842-1849). В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848
году,
второй - в 1849 году. В 1845-1850 годах Жуковский перевел со славянского
текста
весь „Новый завет".
Почти совершенно ослепший 69-летний поэт умер в Германии, в Баден-Бадене 12
(24)
апреля 1852 года. Жуковский был похоронен в Баден-Бадене, но в августе 1852
года
его прах перевезли в Петербург и с большими почестями предали земле рядом
с
могилой Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне
-
Некрополь мастеров искусств). Памятник на могиле поэта был создан при
участии
скульптора П.К. Клодта и установлен в 1857 году.
В 1883 году повсеместно в России праздновался столетний юбилей его
рождения, а в
1887 году в Александровском саду, на средства Санкт-Петербургской
думы,
поставлен небольшой памятник-бюст из бронзы.
Своим детям Жуковский говорил так: «Помните всегда, что
в тот день, когда вы
родились на свет, все веселились и радовались, а вы одни плакали; помните
это и
живите так, чтобы в тот день, когда вы будете умирать, все плакали, а вы бы
—
радовались. Не забывайте и того, мои милые дети, что после любви к Богу
ничто на
свете не должно быть священнее любви к отечеству».