Источник: Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ПИРОГО́ВЫ братья — Ал-др Степ. (1899—1964) — певец (бас). Нар.
арт. СССР
(1937). Род. в семье рязанского крестьянина Степана Пирогова,
славившегося
во всей округе своим голосом (дед, Иван Пирогов, за могучий голос
получил
прозвище — "колокол Ивана Вел."). Учился в рязанской г-зии, по
окончании
к-рой поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та и одноврем. на
вок.
отделение Моск. Филармонич. уч-ща. В 1920 неудачная проба в Большом
т-ре.
В 1922—24 солист моск. Свободной оперы. В 1924—54 — солист моск.
Большого
т-ра, на сцене к-рого спел св. 40 партий в операх рус. и
зап.
композиторов. Обладал исключит. по силе, звучности и тембру
(особенно
верх. звуки — одно из богатейших выразительных средств певца; они
ярки и
мощны, присущее им vibrato — могучее средство воздействия певца
на
слушателя) голосом шир. диапазона. В совершенстве владел
вок.-техн.
мастерством, применял разнообразные тембровые нюансы (наиб.
специфическое
качество в пении больших рус. певцов). Лучшие партии: Борис
Годунов
("Борис Годунов" М. Мусоргского), Мельник ("Русалка" А.
Даргомыжского),
Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба).
Славился как
мастер камерного пения. Гастролировал за рубежом. Похоронен
на
Новодевичьем кладбище в Москве.
Григ. Степ. (1885—1931) — певец (бас), ст. брат Александра. В
1898
переехал с родителями в Рязань, где работал в плотницкой артели. С 16
лет
пел в церк. хоре и изучал нотную грамоту. В 1903—08 обучался пению в
Моск.
муз.-драм. уч-ще в кл. М. Медведева (два года), затем у Л. Донского.
После
экзаменац. спектакля (на сцене Большого т-ра) приглашен в
Ростов-на-Дону
(антреприза Г. Шумского). Неск. раз пытался поступить в Большой т-р.
В
1909 дебютировал на сцене петерб. Мариинского т-ра (вок. данные
певца
высоко оценил Э. Направник). В 1910—15 и в 1917—21 солист моск.
Большого
т-ра. С 1921 выступал в операх и давал сольные концерты во мн.
городах
России, Украины, Закавказья, Узбекистана. В 1930 пел в моск. 2-м
гос.
акад. т-ре оперы и балета. Обладал сильным, полнозвучным и ровным во
всех
регистрах голосом мягкого "виолончельного" тембра и шир. диапазона
(свыше
двух октав). Природные вок. данные позволяли певцу исполнять
партии
баса-профундо, басовые и баритоновые. За 22 года сценич.
деят-ности
исполнил 52 разнохарактерные партии (из них 28 в рус. репертуаре).
Лучшие
партии: Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник
("Русалка"
Даргомыжского), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина),
Досифей,
Борис Годунов ("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского), Гремин,
Томский
("Пиковая дама" П. Чайковского). С успехом гастролировал за рубежом:
в
Будапеште (1914), Риге (1923), Берлине (1923—24), Бухаресте, Праге
и
Копенгагене (1924). Был замечательным камерным певцом. С
большим
мастерством исполнял рус. нар. песни. Скончался в Ленинграде,
похоронен в
Москве.
Всего братьев-певцов Пироговых было пятеро: Иван, Михаил,
Григорий,
Алексей и Александр. Иван, погибший в возрасте 23 лет в войну
1914—18, по
утверждению младшего брата Александра, обладал лучшим голосом в
семье.
Михаил также поражал красотой и мощью голоса. В 1920 он поступил
в
петрогр. Т-р муз. драмы, но вскоре умер. Три брата (Григорий, Алексей
и
Александр) стали солистами моск. Большого т-ра. В начале 1920-х гг.
в
"Свободной опере" С. Зимина в одном из представлений оперы "Демон"
А.
Рубинштейна участвовали три брата: Григорий (Демон), Александр
(Гудал),
Михаил (Старший слуга).