|
|||
|
Черток Б.Е. на заводе и КБ "Аскания" в Мариендорфе, 1945 г.
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди 6 мая нам пришлось переселиться из уютного, но далекого Буккова в полужилые казарменного типа здания непосредственно на территории Адлерсгофа . Здесь далеко не тот комфорт. А главное - совсем не та офицерская столовая. Большая столовая, кажется, организована специально для "профсоюзных" офицеров. Обслуживают не ослепительные московские официантки, а девушки, освобожденные из различных лагерей и ждущие своего часа для репатриации. Они и мы тогда еще не знали, что их ждет. Началось почти полуголодное существование. Поэтому при своих экспедициях по Берлину мы всегда не прочь были побывать в воинских частях, где "голодающих" москвичей неплохо подкармливали. В последующие дни продолжали обследование фирмы "Аскания". Она оказалась очень многопрофильной и замахивалась на конкуренцию с самим "Сименсом". Обнаружили большой завод и КБ "Аскания" в Мариендорфе. Здесь, наконец-то, я увидел в целости и сохранности рулевые машинки для Фау-2 и очень похожие, но для авиационных автопилотов. На испытательных стендах были собраны комплекты автопилотного оборудования, предназначенного для сдачи. Совсем удивились, обнаружив цех с перископами для подводных лодок и дальномеры к ним, бомбовые прицелы, приборы управления артиллерийским зенитным огнем - ПУАЗО. Для тренировки экипажей или испытаний были оборудованы специальные кабины, где имитировалось все самолетное оборудование для слепого полета. Довольно большой цех занимался чисто оптическим производством. Здесь стояли станки для шлифовки оптических стекол, рядом - готовая продукция. Прямо горы линз различных диаметров до 50 см! Отлично укомплектованы испытательные лаборатории. Барокамеры, термобарокамеры, вибростенды, дождевальные имитаторы. И все, все оснащено универсальной и специальной измерительной аппаратурой и нашей мечтой - многошлейфовыми осциллографами Сименса! 8 мая осматривали другой завод "Аскания" - во Фриденау . Здесь встретились с техническим директором фирмы. Он нарисовал (готовой схемы не было) для меня схему поляризованного реле для рулевых машин Фау-2, сказал, что их фирма во всех отделениях располагает самым совершенным в Европе измерительным и станочным парком. Особенно хвастался уникальным набором координатно- расточных станков и оптическими скамьями. В дальнейших путешествиях начались и межведомственные стычки. Первая произошла в тот же день, 8 мая, когда мы подъехали к заводу "Аскания" - "Крейзельгерет" . Вывеска - "Хозяйство Сабурова ". Какого? Председателя Госплана? У проходной два автоматчика: "Товарищи офицеры, пропустить не можем". После препирательств один из автоматчиков ушел и привел подполковника - такого же "профсоюзного", как и мы. Представились. Он извинился, что не может пускать представителей авиации, так как завод передан судостроительной промышленности. Потом куда-то ушел и вернулся с разрешением. Это был Зиновий Моисеевич Цециор . С ним мы вскоре подружились, и много лет он оставался нашим соратником по разработке гироприборов для ракет . На заводе командовал полковник Виктор Иванович Кузнецов . Он разрешил нам осмотреть уже поставленные на серийное производство гироплатформы. По объяснениям специалистов фирмы, они получили заказ два года назад из Пенемюнде . Для управляемых снарядов. Каких точно - знает только высшее руководство, которое сбежало на Запад. Виктор Иванович, впоследствии главный конструктор гироскопических приборов для ракет и космических аппаратов, будущий академик, дважды Герой Социалистического Труда, а тогда длинный-длинный худой полковник в явно короткой для него гимнастерке с увлечением рассказывал нам об устройстве гироплатформы и особенно установленных на ней интегратора поперечных и продольных ускорений. Кузнецов объяснял: "Да, это очень совершенное произведение. Мы делаем уже неплохие приборы для морских судов, но для ракет, и в таких габаритах?!" Ссылки:
|