Волк Игорь Петрович, порядковый номер - 143 (58)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 11 суток 19 часов 14 минут 36
секунд.
Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.
Дата и место рождения:
Родился 12 апреля 1937 года в городе
Змиев (б. Готвальд), Харьковская область,
Украинская ССР.
Образование и научные звания:
Учился в семилетней школе №1 города Змиева и средней школе №14 в городе
Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края РСФСР.
В 1954 году окончил среднюю в школу №5 в городе Курске. Одновременно с
учебой
в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки
самостоятельного управления самолетом. Свой первый полет совершил в
апреле
1954 года.
В 1969 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского
авиационного института имени Серго Орджоникидзе по специальности
«инженер-механик».
Профессиональная деятельность:
С 1995 года работал президентом авиакомпании ЛИИ им. М.М. Громова.
Военное образование:
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное
авиационное
училище летчиков (КВАУЛ).
Воинская служба:
На действительной службе с 1954 года.
С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР,
летал
на самолетах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 году.
Воинское звание:
Старший лейтенант запаса (с 1963 года).
Полковник запаса (с 1987 года).
Классность:
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500
часов.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (1966.07.22).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (1971.11.16).
Космонавт 3-го класса (1984 год).
Испытательная работа:
В 1963 году поступил, и в 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей
Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной
промышленности (МАП).
С 1965 года на лётно-испытательной работе в Летно-испытательном центре
(ЛИЦ)
ЛИИ МАП. Летал на всех типах современных отечественных самолетов
истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического
управления
полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых
установок.
Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на
инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета.
Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов,
среди
которых испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
С 1995 по 1997 года работал начальником ЛИЦ ЛИИ (заместителем начальника
ЛИИ).
Уволился из института 26 февраля 2002 года.
Космическая подготовка:
Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета,
разрабатывавшегося по программе «Спираль».
12 июля 1977 года приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу
специальной
подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил
положительное
заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года
назначен
командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса «А»
Летно-испытательного
центра.
1 февраля 1979 года приказом №34 Министерства авиационной промышленности
(МАП)
зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в
ЦПК
им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК
рекомендован
для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980
года
приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей
(без
указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом №26 начальника
ЛИИ
был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12
февраля
1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением
МВКК
присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в
составе
основного экипажа с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Был выведен
из
экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».
С 26 декабря 1983 проходил непосредственную подготовку к полету на КК
«Союз Т»
по программе экспедиции посещения, вместе с
Владимиром Джанибековым и
Светланой Савицкой.
Первый полет С 17 по 29 июля 1984 года в качестве
космонавта-исследователя экспедиции посещения на кораблях «Союз
Т-12» и
ОС «Салют-7». Позывной: «Памир-3».
Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36
секунд.
Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю
провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154,
оснащенном
системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по
аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и
обратно
на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов
«Бурана»
после воздействия факторов космического полета.
С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК
«Буран»
проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на
самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», на
Су-7
и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».
По планам МАП и ЛИИ Волк должен был стать командиром экипажа (вместе с
Римантасом Станкявичюсом) для первого космического полета МТКК «Буран».
Проходил подготовку в качестве командира экипажа также вместе с
Александром
Иванченковым из НПО «Энергия», а с 1988 года - вместе с Магомедом
Толбоевым.
Выполнил пять рулежек по ВПП в качестве командира и тринадцать полетов
на
специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных
испытаний
ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира и второго пилота:
В феврале 1987 года был назначен начальником Отраслевого комплекса
подготовки
космонавтов-испытателей (ОКПКИ).
Почетные звания:
Герой Советского Союза (1984),
Летчик-космонавт СССР (1984),
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983).
Общественно-политическая деятельность:
С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета.
С 1986 по 1990 год был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года - член Исполкома «Движения зеленых».
В 1999 году выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального
собрания
Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному
избирательному
округу № 107 от Партии пенсионеров, но был снят с регистрации.
Был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской
Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному
округу №
106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года. Набрал 3,72% голосов.
С июня 2003 по 29 марта 2005 года был первым вице-президентом Федерации
космонавтики России (ФКР), Председателем исполкома ФКР.
Входит в инициативную группу «Зелёный мир», продвигающую проекты
биоагроэкополисов.
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом
Ленина
(Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года), орденом
Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги
перед
Отечеством» IV степени (Указ Президента Российской Федерации №342 от 11
апреля
1997 года), медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ
№436
от 12 апреля 2011 года).
Семейное положение
Отец - Волк Петр Иванович, 1912 г.р., инженер-автомобилестроитель.
Мать - Волк Ирина Ивановна, 1913 г.р., медицинский работник.
Сестра - Годлевская (Волк) Галина Петровна, 1940 г.р., фармацевт.
Жена - Волк (Скворцова) Валентина Александровна, род. 31.12.1940,
домохозяйка.
Дочь - Волк Марина Игоревна, 1961 г.р., учитель.
Дочь - Волк Ирина Игоревна, 1968 г.р., учитель.
Увлечения
Пилотирование спортивных самолетов, теннис, горные лыжи, балет.
Публикации
Автор книги (в соавторстве с В.Анисимовым) «Цель - 2001 год. Авиационная
и
космическая техника мира» (1991).
Статья «Из космоса - на самолет», газета «Правда», 04.03.1988.