Дата рождения: 11 (24) ноября 1904
Место рождения: Женева, Швейцария
Дата смерти: 27 июля 1965 (60 лет)
Место смерти: Москва, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Научная сфера: аэродинамика
Место работы: ЦАГИ; ЦИАМ; МАИ, КБ А. С. Яковлева
Альма-матер:
Одесский Политехнический институт
Учёная степень: доктор технических наук (1940)
Учёное звание: профессор
Известен как: Генерал-майор ВВС СССР
Награды и премии:
Орден Ленина — 1945, Орден Красной Звезды — 1941, Медаль «За оборону
Москвы», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.»
Сталинская премия — 1943
Владимир Исаакович Поликовский (11 [24] ноября 1904, Женева — 27 июля 1965,
Москва) — крупный советский учёный, конструктор, инженер; генерал-майор
инженерно-авиационной службы. Лауреат Сталинской премии второй
степени.
В 1925 году окончил Одесский Политехнический институт. В 1926—1928 годах
работал инженером на металлургическом заводе в Макеевке. Оттуда направил
научную работу в ЦАГИ. Директор-начальник ЦАГИ
С. А. Чаплыгин, ознакомившись с
работой, немедленно вызвал её автора в Москву.
С 1928 по 1942 год работал в ЦАГИ,
занимался исследованиями аэродинамики лопаточных машин, возглавлял отдел
силовых установок. Одновременно с
Б. С. Стечкиным предложил способ
регулирования приводного центробежного нагнетателя с помощью поворотных
лопаток на входе в рабочее колесо — так называемые «лопатки
Поликовского-Стечкина». Этот способ нашёл своё применение на двигателях
семейства АМ-34. С октября 1941 по февраль 1942 был начальником
новосибирского филиала ЦАГИ.
Член ВКП(б) с апреля 1941.
20 апреля 1942 года был назначен начальником Центрального института
авиационного моторостроения (ЦИАМ),
которым руководил до 1947 года, и одновременно — начальником 8-го Главного
управления
Народного комиссариата авиационной
промышленности. Институт под руководством В. И. Поликовского
осуществлял научно-техническое руководство всеми работами по
авиадвигателям, а также осуществлял непосредственную помощь фронту. В. И.
Поликовский внёс большой вклад в решение проблем, не позволявших
истребителю
Ла-5 достигнуть заявленной КБ
скорости, а также в решение проблем, связанных с эксплуатацией штурмовика
Ил-2.
Сразу по окончании войны В. И. Поликовский был командирован в
Германию, где занимался экспертной
оценкой немецкой авиационной промышленности. С 1946 года возглавил работы
по переоснащению авиации реактивными двигателями взамен поршневых,
сотрудничал со многими КБ и лабораториями.
В 1947 году В. И. Поликовский был освобождён от обязанностей начальника
ЦИАМ. Перешёл на преподавательскую работу в
МАИ. Организовал и возглавлял
кафедру винтомоторных установок, после её закрытия был профессором кафедры
конструкции авиадвигателей.
В середине 1950-х годов занимал должность
заместителя А. С. Яковлева по силовым установкам в его конструкторском
бюро и принимал участие в создании фронтового бомбардировщика
Як-28.
Автор научных трудов, в том числе книги «Самолётные силовые установки»,
переведённой на ряд иностранных языков, а также книги об использовании ЭВМ
в инженерных расчётах. Доктор технических наук (1940). Профессор.
Награды и премии
Орден Ленина (16.09.1945)
Орден Красной Звезды (1941)
медали
Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) — «за научный труд
„Руководство для конструкторов“, опубликованный в 1940, 1941 и 1942
годах»
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Семья
Жена: Елена Михайловна Поликовская
(30.01.1907 - 03.02.1987) Модельер-дизайнер, автор книг "Мы шьем сами"
(1961), "Кроим, моделируем, шьем" (1966).
Дети:
сын, Михаил Владимирович Поликовский (9.11.1929 - 26.06.2002) Инженер,
конструктор, заместитель главного конструктора Института высоких температур
АН СССР (ИВТАН, теперь Объединенный институт высоких температур РАН).
дочь, Людмила Владимировна Поликовская (30.11.1940 - 26.02.2017)
Литературный критик, участница диссидентского движения, автор книг "Мы
предчувствие...Предтеча... Площадь Маяковского 1958-1965" (1997), "Тайна
гибели Марины Цветаевой" (2009), "Есенин" (2010), "Жизнь Михаила Осоргина"
(2014).
Основные работы
Исследование агрегатов, работающих на щелочных металлах: Сб. статей / Под
ред. В. И. Поликовского, Р. Г. Перельмана. — М., 1977. — 103 с. (Тр. Моск.
авиац. ин-т, вып. 193)
Перельман Р. Г., Поликовский В. И. Гидравлическое сопротивление
прямолинейных каналов в поле центробежных сил // Известия АН СССР, ОТН. —
1956. — № 10. — С. 150—153.
Поликовский В. И. Вентиляторы, воздуходувки и компрессоры. — 1933.
Поликовский В. И. Влияние зазора между крыльчаткой и кожухом на работу
центробежного нагнетателя // Тр. / ЦАГИ. — М., 1936.
Поликовский В. И. Определение оптимальной скорости выхода выхлопных газов
для скоростного самолёта. — М.: ЦАГИ, 1939. — 10 с.
Поликовский В. И. Работа вентилятора в сети. — М.; Л.: Госстройиздат, 1933.
— 84 с.
Поликовский В. И. Самолётные силовые установки. — М.: Гос. изд-во оборонной
промышленности, 1952. — 600 с.
Поликовский В. И., Абрамович Г. Н. Экспериментальная проверка основных
допущений расчёта спиральных кожухов центробежных нагнетателей и
вентиляторов // Тр. / ЦАГИ. — М., 1937.
Поликовский В. И., Невельсон М. И. К вопросу о расчёте центробежных
вентиляторов и насосов // Тр. / ЦАГИ. — М., 1936. — Ч. 2.
Поликовский В. И., Перельман Р. Г. Воронкообразование в жидкости с открытой
поверхностью. — М.; Л.: Госэнергоиздат, 1959. — 191 с.
Поликовский В. И., Сурнов Д. Н. Силовые установки летательных аппаратов с
воздушно-реактивными двигателями. — М.: Машиностроение, 1965. — 254 с.
Поликовский В. И., Тихонов Н. О влиянии вибраций баков на скорость их
опорожнения // Техника воздушного флота. — 1939. — № 7—8.
Поликовский В. И., Флоров Ф. С., Королёв П. П. Высотные характеристики
авиационных моторов в условиях полёта // Тр. / ЦАГИ. — М., 1938. — 148
с.