Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Н1 N5Л: старт и взрыв Н1

Старт Н1 N5Л относительно расчетного времени прошел точно. При выходе двигателей блока "А" на режим за 0,25 секунды до отрыва от стартового стола взорвался периферийный двигатель N 8. Остальные двигатели некоторое время работали, и ракета взлетела. Она успела вертикально взлететь на 200 метров - и началось отключение двигателей.

За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного - N 18. Единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения, раскрылись створки обтекателя и спускаемый аппарат, оторванный от носителя, улетел в темноту. На 23-й секунде ракета плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие. Под ударами взрывных волн вылетали стекла не только в близлежащих к старту зданиях, но и в жилом городке 113-й площадки и даже на "двойке" - в шести километрах от старта. Из бункера начальник полигона разрешил выйти на поверхность только через полчаса Афанасьеву , Дорофееву , Кириллову и Моисееву .

- Когда мы вышли, - рассказывал Дорофеев, - то еще моросил керосиновый дождик. Это падали на землю капельки не успевшего сгореть керосина, высоко поднятые взрывными волнами и теперь оседавшие в виде дождя. Принятые командованием полигона меры безопасности оказались эффективными. Все доклады о разрушениях заканчивались успокоением- "пострадавших нет".

- Неверно! - воскликнул в сердцах потрясенный случившимся Бармин . - Пострадавших многие сотни - все мы, строившие старт. Теперь нам восстанавливать. Мы и есть самые пострадавшие. Бармин возглавил комиссию по "наземным разрушениям". Убытки он оценивал не в рублях, это мало кого интересовало, а в сроках восстановления не менее года при самой авральной работе. Казалось удивительным, что второй - левый старт, находившийся всего в трех километрах от взорванного, практически не пострадал.

- Летные испытания можно продолжать, - не вовремя пошутил кто-то из только что созданной аварийной комиссии.

- Нельзя, - возразил Бармин. - Я теперь не дам согласия на пуск, пока ракета не будет доработана так, чтобы двигатели не выключались над самым стартом. Уводите ее в степь и там взрывайте! Ракет можно наклепать хоть два десятка, а старт остался только один, да и тот еще надо доработать.

Ссылки:

  • Военные призывают к изменению системы испытаний ракетно-космических систем
  • Н1 N5Л: ВТОРОЙ СТАРТ И АВАРИЯ НА ФОНЕ УСПЕХОВ НАСА
  • Надо было копировать у американцев методику отработки надежности
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»