|
|||
|
"Сатурн" - серия ракет носителей США ("Сатурн-5", "Сатурн-IB")
Программа "Сатурн" предусматривала создание последовательно трех разных носителей. Двухступенчатая ракета, летные испытания которой начались еще в 1961 году, предназначалась для отработки макетов корабля "Аполлон" . "Сатурн-IB" , в пять раз легче "Сатурна-5", стал базовым кораблем для пилотируемых полетов "Аполлонов". Оба этих корабля послужили прототипами для окончательной модификации - трехступенчатого лунного носителя "Сатурн-5" . Ракета собиралась в вертикальном состоянии прямо в Космическом центре на мысе Канаверал . Для этого был построен огромный небоскреб высотой 160 м. Транспортировка собранной ракеты на пусковой стол также производилась в вертикальном состоянии специальным гусеничным транспортером. На первой ступени "Сатурна-5" было установлено пять двигателей F-1 , каждый тягой в 695 т, работавших на кислороде и керосине . Кислородно-водородные двигатели J-2 , тягой по 92-104 т каждый, стояли на второй и третьей ступенях (пять и один двигатель соответственно). Заметим, что ни кислородно-керосиновые двигатели на тягу свыше 600 т, ни мощные кислородно-водородные двигатели на тот момент в СССР даже не разрабатывались. Впервые "Сатурн-5" был запущен 9 ноября 1967 года, а в июле 1969 года "Сатурн-5" доставил на Луну первую экспедицию . Всего было произведено несколько десятков пусков "Сатурнов" разных модификаций, и ни один пуск не закончился катастрофой. В августе 1958 года под впечатлением шумного успеха нашего третьего спутника Управление перспективных исследований Министерства обороны США дало согласие на финансирование разработки проекта тяжелой ракеты- носителя "Сатурн" . Впоследствии наименование "Сатурн" с различными цифровыми и буквенными индексами присваивалось различным по мощности и конфигурации носителям. Все они строились по общей программе с единой конечной задачей - создание тяжелой ракеты-носителя, скачкообразно опережающей достижения Советского Союза. Заказ на разработку двигателя H-1 ("Эйч-1") для тяжелой ракеты фирма "Рокетдайн" получила в сентябре 1958 года, когда стало очевидным американское отставание. Для ускорения работ было принято решение делать сравнительно простой двигатель, добиваясь, прежде всего, высокой надежности, а не рекордных удельных показателей. Двигатель Н-1 был создан за рекордно короткие сроки. 27 октября 1961 года состоялся первый запуск ракеты "Сатурн-1" со связкой из восьми двигателей Н-1 с тягой по 85 тс каждый. Первоначальные предложения по созданию тяжелых ракет в США нашли поддержку отнюдь не для осуществления мирной лунной программы. Командующий стратегической авиацией США генерал Пауэр в 1958 году, поддерживая ассигнования на космические программы, заявил: "Кто первым утвердит свое место в космическом пространстве, тот и будет его хозяином. И мы просто не можем позволить себе проиграть соревнование за господство в космическом пространстве". Достаточно откровенно высказывались и другие военные деятели США, заявляя, что кто владеет космосом, тот будет владеть Землей. Несмотря на явное нежелание президента Эйзенхауэра поддерживать истерический ажиотаж по поводу "русской угрозы" из космоса, нарастало требование общественности к принятию мер, чтобы обогнать СССР. Конгрессмены и сенаторы требовали решительных действий, пытаясь доказать, что США грозит опасность полного уничтожения со стороны СССР. В этих условиях следует удивляться твердости Эйзенхауэра, который настаивал на формулировке, что космическое пространство не должно ни при каких обстоятельствах использоваться в военных целях. 29 июля 1958 года президент Эйзенхауэр подписал постановление о национальной политике в области аэронавтики и исследования космического пространства, автором которого был сенатор Л. Джонсон . Постановление определяло основные программы и структуру управления космическими исследованиями. Постановление именовалось "Национальный акт по аэронавтике и исследованию космического пространства". Профессиональный военный, генерал Эйзенхауэр четко определил гражданскую направленность работ в космосе. В "акте" было сказано, что космические исследования должны развиваться "во имя мира на пользу всего человечества". Впоследствии эти слова были выгравированы на металлической пластинке, которую оставил на Луне экипаж "Аполлона-11" . Главным мероприятием была трансформация НАКА (Национального консультативного комитета по авиации) в НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства). Это позволило правительству США в короткое время создать новую мощную государственную организацию. Последующие события показали также, что решающее значение для успеха лунной программы имело назначение Вернера фон Брауна директором проектно-испытательного комплекса в Хантсвилле и возложение на него ответственности за разработку тяжелых ракет-носителей. В ноябре 1959 года американская администрация передает Редстоунский Арсенал в НАСА. Он преобразовывается в Центр космических полетов им. Дж. Маршалла . Техническим руководителем центра назначается Вернер фон Браун. Лично для фон Брауна это было событием большого значения. Ему, запятнавшему себя в глазах американского демократического общества принадлежностью к национал- социалистической партии Гитлера, было оказано высокое доверие. Наконец- то он получил возможность осуществить обсуждавшуюся еще в Пенемюнде мечту о межпланетном полете человека! Только за разговоры о межпланетных полетах, отвлекающие от работы над Фау-2 , в 1942 году Вернер фон Браун и Гельмут Греттруп были ненадолго арестованы гестапо. Ссылки:
|