|
|||
|
"Союз-25": неудачная стыковка с "Салютом-6"
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди 29 сентября 1977 года в космос была выведена очередная орбитальная станция "Салют-6". 2 октября 1977 года к "Салюту-6" отправился "Союз-25" с экипажем в составе Владимира Коваленка и Валерия Рюмина . Процесс сближения при автоматическом управлении протекал штатно. В соответствии с программой в зоне причаливания при дальности 100 метров экипаж отключил "Иглу" и перешел на ручное управление. Когда до станции оставался всего один метр, космонавты допустили отклонение продольной оси корабля на два градуса относительно номинального положения. Это было вполне допустимо. По результатам моделирования допускалось отклонение до четырех градусов. Однако всего в одном метре от станции при совершенно нормальной работе всех систем космонавтов подвели условные рефлексы, выработанные наземной тренировкой. На тренажере не было точной имитации изображения станции в поле зрения оптического визира при отклонениях оси корабля более чем на один градус. Изображение, увиденное на расстоянии в один метр при отклонении на два градуса, космонавты восприняли как "брюхо станции" - так они передали на Землю. Они остановили процесс причаливания, отошли от станции и дважды пытались выполнить процесс ручного причаливания. Обе попытки стыковки не удались по причине неадекватного восприятия истинной ситуации. В ЦУПе быстро убедились, что отведенное на стыковку топливо полностью израсходовано. Оставалось только на одну попытку спуска. Правда, был еще НЗ в так называемой резервной системе, но это уже последний шанс на случай отказа основной системы выдачи тормозного импульса. Руководитель полета Елисеев принял решение готовить космический корабль к посадке. Однако после трех попыток ручного причаливания корабль не получил предусмотренного в логике отключения автоматической системы импульса на отход и в течение трех витков находился в опасной близости от станции. Угроза столкновения была вполне реальной. Для активного отхода надо было расходовать топливо, уменьшая гарантийный запас для возврата на Землю. В конце концов верхняя атмосфера все же притормозила станцию и космический корабль отошел на безопасное расстояние. Экипаж благополучно возвратился на Землю, не выполнив основной задачи. (Подробное описание этого события приведено в книге Елисеева А.С. Жизнь-капля в море. М.:Авиация и космонавтика,1998 . Были созданы и летали, сопровождаемые восторженными откликами всех средств массовой информации, "Салют-3 , "Салют-4 , "Салют-5 и "Салют-6" . В 1975 году вошел в строй подмосковный ЦУП (Центр управления полетами). Осенью 1977 года новая станция "Салют-6" (ДОС N 5) уже управлялась из нового ЦУПа . С этой станции в космонавтике начался этап регулярных длительных пилотируемых полетов. Ссылки:
|