|
|||
|
В ОКБ-1 после заседания ЦК
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди По закону "сохранения внимания" ослабилось внимание среднего звена аппарата к Н1-Л3 . В нашем коллективе почти все ведущие специалисты знали об отрицательном отношении Мишина к досовской тематике. Тем не менее волна энтузиазма по созданию первых ДОСов не спадала. Основные заботы - подготовка к пуску нашей первой орбитальной станции - в марте переместились с ЗИХа и ЗЭМа на "техничку" "двойки" Байконура , который все мы по-прежнему упорно называли полигоном. Параллельно с подготовкой ДОСа шла подготовка транспортного пилотируемого корабля 7К-Т N31 , которому предстояло получить при выходе в космос наименование "Союз-10" . На заседании ВПК был утвержден первый экипаж орбитальной станции : Владимир Шаталов , Алексей Елисеев и Николай Рукавишников . Компетентность каждого из них не вызывала ни у кого из нас никаких сомнений. Испытания ДОСа N 1 начались на "двойке" в новом монтажно-испытательном корпусе, который в отличие от старого назывался МИК КО - космических объектов . В старом МИКе сохранилась подготовка ракет-носителей и транспортных кораблей. Юрий Семенов - ведущий конструктор по ДОСам - четко организовал работу по контролю за устранением всех замечаний, которые возникали при испытаниях ДОСа N 1 и начали вновь появляться в КИСе , куда был доставлен ДОС N 2 . На оперативных совещаниях, когда речь заходила о дефиците, задержках поставок, он настаивал на четкой фиксации и отчетности по любой мелочи, "до гвоздя!" Даже когда таких "гвоздей" сотни, необходимо разбираться с каждым в отдельности. Со стороны Бугайского ведущим конструктором был Владимир Палло . Мы обычно в разговорах для краткости именовали организации по фамилии руководителя или месту расположения. Так сложился специфический жаргон: ЦКБМ - Реутов - Челомей ; Филиал ЦКБМ - Фили - Бугайский ; Завод им. М.В. Хруничева - ЗИХ - Фили - Рыжих ; ЗЭМ - Подлипки - Ключарев . В разговорах употреблялось одно из возможных наименований, а в переписке обычно предприятия скрывались за номером "почтового ящика". Так, например, ЦКБЭМ именовали п/я В-2572. После совещания в ЦК я выкроил время и собрал своих товарищей. Несмотря на то, что о подобного рода совещаниях "на самом верху" не положено широко информировать, я считал, что мои товарищи по работе должны не пользоваться слухами, а получать информацию из первоисточника. Когда я закончил часовой рассказ о четырехчасовом заседании, Юрасов прокомментировал: - "Смешались в кучу кони, люди..." - А как там дальше у Лермонтова? - спросил кто-то. - "И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой". - Вот-вот, это я и хотел напомнить. Только выть будем мы, - это острил обычно осторожный Сосновик . Никого из собравшихся нельзя было обвинить в скептицизме или равнодушии. Успехи воспринимались с нескрываемой радостью, а от неудач никогда ни у кого руки не опускались. - Каждому из вас, - резюмировал я, - надо тщательно распределить силы, так чтобы обеспечить бесперебойную работу на полигоне по подготовке первого ДОСа и не допускать срыва работ на заводах по второму ДОСу и последующим кораблям. -А что же вы молчите о Н1-Л3? В ЦК после "Аполлона-14" Луну решили больше не тревожить? Мы полным ходом модернизируем серию приборов КОРДа на приборном заводе чужого министерства. Это не игрушки, - поинтересовался Зверев . Его отдел обеспечивал документацией и курировал производство приборов КОРДа для H1 на Загорском оптико-механическом заводе . На каждую H1 вместе с резервом ЗОМЗ поставлял 50 сложных электронных приборов. Министерство оборонной промышленности, которому подчинялся ЗОМЗ, чтобы не быть в долгу, утвердило ему до конца 1971 года план, который обеспечивал ракеты-носители H1 до N 10 включительно этими приборами. Аналогичные заделы были и на других серийных заводах. - Серийные заводы наших шуток не понимают, - поддержал Зверева Чижиков , у которого были аналогичные заботы на Уфимском приборостроительном заводе и Киевском приборостроительном заводе . - Башкин со Зворыкиным опять меняют свои блоки управления сближением, блоки датчиков угловых скоростей и блоки включения двигателей причаливания и ориентации. Мы уже счет потеряли изменениям. Пусть они сами отправляются на заводы, а то уедут на полигон, а мы не знаем, как рабочим в глаза смотреть. Один прибор по 20 раз дорабатываем и перепаиваем так, что военпред отказывается принимать. В карповских электрических "сундуках" тоже постоянные перепайки. Когда это кончится? Подобные "сведения счетов", иногда очень горячие, вспыхивали у меня в кабинете, когда вместе собирались идейные разработчики и конструкторы, которые превращали идею в виде электрической схемы в рабочую документацию для производства. После очень горячих разговоров обычно принимались решения о методах доработки и формулировки о причинах изменений, с тем чтобы "сор из своей приборной избы" "наверх" и особенно в парткомы не выносить. Ссылки:
|