Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Е-3 второй пуск: неудача - керосина не хватило

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Пуск прошел в установленное время - 18 часов 06 минут 42 секунды. Я находился на ИПе рядом с размещенными в кузовах автомашин приемными станциями "Тралов" . За пультами теперь уже привычно сидели военные операторы, а за параметрами на экранах электронных трубок следили наши профессионалы - телеметристы Голунский , Воршев и Семагин .

Инженеры ОКБ МЭИ Попов и Новиков со своими помощниками тоже дежурили у станций, готовые за секунды заменить любой барахлящий блок и прийти на помощь военным операторам. С расстояния в 800 метров при дневном свете почти не видно вспышки зажигания двигателей ракеты. Но вот появляется бесшумно плещущее пламя предварительной ступени, доходит нарастающий грохот главной, ракета окутывается пламенем, грохот становится нестерпимым, она плавно выходит из ферм. Теперь пламя хлещет строго очерченным факелом. Который раз я любуюсь стартом и не могу к нему привыкнуть. Всегда пронизывает страх - вот сейчас что-нибудь случится и стремительный полет ракеты, опирающейся на ослепляющий огневой факел, превратится в беспорядочное кувыркание горящих блоков. Активный участок проходит пока строго по расписанию. Из телеметрических машин слышны доклады: "Полет нормальный!" На 120-й секунде крестообразно отделяются четыре блока первой ступени. Вторая ступень идет по траектории, оставляя освещенный солнцем белый инверсионный след. Надо теперь быть ближе к телеметристам - только они, да еще богомоловские радиолокаторы "Кама" видят, что происходит с ракетой. Есть доклад о запуске третьей ступени - уже легче! И вдруг новость - давление в камере падает, двигатель выключен. Ну, он и должен быть выключен. Воршев утверждает, что двигатель последней ступени выключился на три секунды раньше расчетного времени.

Напрасны были наши труды и волнения по фотореактивам, устранение десятка дефектов в Е-3! "Кина не будет", - сказал стоявший неподалеку Гришин .

Назавтра после анализа телеметрии диагноз оказался однозначным и до слез обидным. Полет по всем параметрам протекал нормально. За три секунды до расчетного времени выключения двигателя давление за насосами упало на 50%, давление в камере плавно снизилось, сработал контакт датчика давления и двигатель выключился. Недобор конечной скорости по этой причине составил 130 метров в секунду. Куда теперь что упадет - пока не ясно. Дальнейшее расследование показало, что не хватило керосина! Бак третьей ступени был недозаправлен. Я вспомнил упрек Руднева - "Мы стреляем городами". Вот и еще одного города как не бывало.

Это уже разгильдяйство заправщиков и контролеров службы Бармина! Неделин , Королев , Келдыш обособились с Барминым , Воскресенским и Носовым для разбирательства и доклада Хрущеву. А мы - все остальные, непричастные к этому разгильдяйству, теперь уповали на второй (для фотографирования обратной стороны третий) пуск!

Ссылки:

  • Е-3: ОБЛЕТ И ФОТОГРАФИРОВАНИЕ (ВМЕСТО АТОМНОЙ БОМБЫ НА ЛУНЕ)
  • Е-3: ДВА НЕУДАЧНЫХ ПУСКА К ЛУНЕ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»