|
|||
|
Татьяна Оглоблина: О ТАНЦАХ В БРИГАДЕ
(Пятидесятые годы) ТАНЦЫ - КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. При подготовке концертной программы обычно были проблемы с танцами, так как среди агитпоходчиков, как правило, не было людей, занимавшихся хореографией. На факультете хорошие танцоры были, но одиночки, и танцы, соответственно, были либо сольными, либо парными. Первый массовый танец был поставлен к смотру 1954 года. Это была "Уральская кадриль", которую танцевали 6 человек. Именно "Кадриль" показывали в первом дальнем Алтайском походе, а потом она прочно вошла в репертуар наших концертов и походов. Танцевать почему-то никто не хотел или стеснялся, а может быть, считал несерьёзным. Поэтому назначение любого члена агитбригады для участия в танцах было обязательным. На нашем первом курсе оказалось много желающих участвовать в агитпоходе, нашлись и танцоры. Во Владимирском зимнем походе 1957 года было уже два танца: "Тарантелла" и "Самарочка" на музыку песни "Ах, Самара-городок". Как-то так получилось, что после танцев, показанных на отчётном концерте Владимирского похода, меня назначили ответственной за все танцевальные номера и к смотрам факультетской художественной самодеятельности, и в агитбригаде. Я с первого курса ходила в хореографический коллектив Дома культуры МГУ , где занятия вёл Георгий Андреевич Настюков с большим желанием, энергией и творчески. Некоторые из многочисленных поставленных им для смотров танцев мы взяли в агитпоходы. В Мурманском походе у нас в репертуаре уже было несколько танцев: эстрадная полька "Танечка" (на мелодию песенки из к/ф "Карнавальная ночь"), мужской "Венгерский танец", "Старинная русская полька" и новая "Кадриль". "КАДРИЛЬ" И "ПОЛЬКА". Как и полагается, в "Кадрили" один из танцоров объявлял фигуры танцев. У нас это был Игорь Осипов . Он так комично и артистично это делал - "Перррьвавааа!", "Втаррошвааа!", что зрители сразу начинали смеяться и аплодировать. Это был ударный номер, и поэтому каждый концерт обычно заканчивался "Кадрилью". "Польку" я танцевала с Гришей Кушнарёвым . Это очень кокетливый, эмоциональный и выразительный танец с участием Приказчика, одетого в клетчатый жилет и брюки, заправленные в сапоги, с зализанными на прямой пробор волосами и букетиком цветов в руке, и молоденькой Барышни, немного строптивой и капризной, но очень непосредственной. Танец очень техничный, особенно мужская партия, её эффектно исполнял Гриша. Эта "Полька" "кочевала" из похода в поход, партнерши менялись, но Кушнарёв оставался неизменным исполнителем. Гриша отплясывал так лихо, что были сочинены следующие вирши: Давно известен танец "Полька". И стоит пожелать вам только, Увидите на сцене снова Каскады Гриши Кушнарёва. Но не волнуйтесь, потерпите, Одну минуту подождите, Пока наводит он усы Дпя сердцеедовской красы. Восторженный я слышу рёв - На сцене Гриша Кушнарёв! А ВЫ ТАНЦЕВАЛИ НА КОРАБЛЯХ? Мы выступали не только на сценах клубов и Домов культуры, но и на военных кораблях: крейсере, сторожевом судне и даже на подводной лодке. На крейсере мы плясали на огромной палубе, отдраенной добела. Корабль стоял на якоре, погода была солнечная и тихая, но тем не менее время от времени немного качало, и капитан и его помощники беспокоились, как бы кто-нибудь из нас с непривычки не свалился за борт. Поэтому вдоль всех бортов стояли матросы для страховки, им так было лучше видно. Концерт прошел с большим успехом, а когда мы спускались в шлюпку, чтобы плыть на берег, из корабельных динамиков зазвучали наши песни. Оказалось, что наш концерт моряки записали на магнитофон. Еще экзотичнее был концерт на подводной лодке: сценой была небольшая площадка в кубрике, в центре её был люк, выступавший над палубой сантиметров на 10-15, и масса заклёпок, скреплявших металлические листы пола. Нам очень хотелось дать хороший концерт и представить все жанры. Я рискнула танцевать "Танечку" на такой "сцене". По-моему, зрители смотрели в основном не на сам танец, а на мои ноги - споткнусь ли я, и очень переживали. Но всё прошло благополучно. Осенью после Мурманского агитпохода мы ездили в Борок и Дубну, там работали несколько наших агитпоходчиков. После концерта в Борке к Олегу Гомазкову подошли несколько знакомых: "Скажи вашей "прима-балерине", чтобы она так сильно не красила щёки, а то она очень выделяется из всех танцоров!". На это Олег ответил: "Это её собственный румянец!" "Ну, тогда её надо демонстрировать на ВДНХ!", - сказали они. В Кокчетавском летнем походе 1959 года были поставлены ещё два танца - "Венгерский танец" на три пары и литовский танец "Цепочка". Исполнять их приходилось как на сценах клубов, так и на току или на сдвинутых грузовиках. Тогда нужно было очень осторожно танцевать на стыке бортов двух машин. А зрители ахали, если кто-то из танцоров наступал на край стыка. ТАНЦЫ К СМОТРУ. После каждого агитпохода бригада давала отчётный концерт в Доме культуры МГУ для факультета и делала капустник. Эти вечера пользовались на Биофаке и на других факультетах популярностью и проходили с большим успехом при полном аншлаге. Часть номеров из этого концерта потом включали в программу смотров художественной самодеятельности нашего факультета. К смотрам ставили и новые танцы, так как номера нельзя было показывать вторично. К очередному смотру I960 года Г.А. Настюковым были поставлены мой сольный танец "Лебёдушка" и "Албанский танец". Поначалу в нём участвовали одни девушки. Танец смотрелся хорошо, но был очень плавный и спокойный, что называется, "без изюминки". В день смотра, на последней репетиции, Ляля Розанова спросила, нельзя ли как-то его оживить. Я сказала, что можно, но нужен барабан и ударник. Барабан есть, а вот с исполнителем проблема. И тут неожиданно выяснилось, что барабанщик есть! И вот, буквально за два-три часа до начала концерта, с одной репетиции, в танец ввели танцора-барабанщика - Виталия Огнёва . Одетый в национальный албанский костюм, Виталий первым выходил на сцену с огромным барабаном, отбивая ритм и приглашая к танцу девушек, и очень органично вписывался в канву танца. Надо было видеть Витальку! Барабан был почти с него ростом, а в руке - увесистая палка с мягким набалдашником. В конце Виталик торжественно уходил за кулисы, уводя за собой танцующих девушек, а через секунду вновь появлялся на сцене, и его барабан гремел на весь зал, вызывая исполнительниц на заключительный поклон. Танец украсили световыми эффектами, освещая сцену то синим, то красным, то зелёным светом. В общем, получили мы за него высший балл и надбавку за оригинальность, массовость и постановку. Ссылки:
|